23.02.2019 22:40
    Поделиться

    Вместе со Стенли Доненом ушла эпоха великого мюзикла

    Умер Стэнли Донен. Как говорят в таких случаях, ушла эпоха. Но в данном случае – буквально: ушла эпоха, которую Донен создал едва ли не лично, - золотая эпоха голливудского мюзикла.

    Во всяком случае, создал ее основу и ее творческую вершину - бессмертный фильм "Поющие под дождем", признанный национальным культурным достоянием Америки и лучшим фильмом в жанре мюзикла из всех, когда-либо созданных.

    Как часто бывает, в музыкальную кинорежиссуру Донен пришел с театральных подмостков - был успешным танцовщиком на Бродвее. Это позволило ему придумать самые удивительные танцы в истории кино. К примеру, в его "Королевской свадьбе" Фред Астер, танцуя, переходил с пола на стены, а потом бил чечетку, зависнув на потолке вверх ногами и тщательно обходя в неистовом танце люстру.

    Его фантазия поражала воображение зрителей и в дальнейшем. Когда, к примеру, в роскошном мюзикле "Поющие под дождем" Джин Келли в любовном экстазе шел в почти акробатическом танце под ливнем, зависая на фонарных столбах, разбрызгивая лужи и поражая редких прохожих.

    Донен из тех мастеров мюзикла, для которых не было границ между танцем и жизнью, потому что сама жизни и воспринималась ими как танец, ритм, упоение музыкальной стихией. За свою долгую 94-летнюю жизнь он работал с такими мастерами, как Фред Астер, Джин Келли, Фрэнк Синатра, Одри Хэпберн, совершенно незабываемая в его фильмах "Забавная мордашка" и "Шарада". На советских экранах в свое время со сногсшибательным успехом шел его "демократический" мюзикл "Семь невест для семи братьев", который наш идеологически выверенный прокат приобрел тогда, вероятно, потому, что в нем пели и танцевали "простые американские труженики" - лесорубы и фермеры. Но делали они это так лихо, изобретательно и виртуозно, с такой внутренней свободой и непривычной для советских людей раскрепощенностью, что публика бегала смотреть удивительную картину снова и снова.

    Донен был гениальным хореографом. В первую очередь благодаря своей абсолютно феерической фантазии. Поставленные им танцевальные фрагменты вошли в киноэнциклопедии - как, к примеру, танец Джина Келли с Микки Маусом в фильме Джорджа Сидни "Поднять якоря!", первый в истории опыт соединения в одном кадре живого актера с анимационным персонажем. В фильме Чарльза Видора "Девушка с обложки" он придумал сцену, где тот же Джин Келли беседует и потом танцует со своим двойником.

    В 1998 году он получил почетного "Оскара" за вклад в киноискусство - и тут же на сцене, станцевал с полученной статуэткой под музыку популярной песни Dancing Cheek To Cheek.

    Поделиться