24.02.2019 21:00
    Поделиться

    Митрополит Иларион: Образованность не становится причиной неверия

    Как вести диалог о вере с образованными людьми, сомневающимися в существовании Бога и не готовых принять церковные догматы? Глава ОВЦС Русской православной церкви митрополит Волоколамский Иларион, ответил на этот вопрос констатацией простого, но убедительного факта: "среди церковных людей немало людей высокообразованных, в том числе занимающих ведущее положение в самых разных отраслях науки".

    "Число верующих ученых исчисляется миллионами, и никак нельзя сказать, что образованность ведет к неверию, - сказал митрополит в программе "Церковь и мир". - Как раз, я бы сказал, наоборот. Один известный ученый сказал, что малое знание уводит от Бога, а большое знание приводит к Нему".

    Но при этом, по его словам, далеко не каждый человек может сразу принять все церковные догматы. Поверить в то, чему учит Церковь, считает он, это "очень длительный и очень непростой путь".

    Поскольку ведущая программы, задавая вопрос, имела ввиду Владимира Познера, то митрополит пояснил свое отношение к его позиции. "Я хорошо его знаю, был у него в передаче. Меня пугали перед этим, говорили, мол, не надо к нему идти, Познер атеист. Но я должен сказать, что он с достаточным уважением и беседу вел, и вообще отзывался о религии. У него действительно есть живой интерес к религии. Он читал Евангелие, по его утверждению, не один раз. Я сожалею, что это не привело его к вере. Но Владимир Познер - не единственный, кто прочитал Евангелие и не уверовал в Иисуса Христа как Бога и Спасителя. Евангелие - это книга, которая каждому человеку раскрывается по-разному. Так же, как и личность Христа каждому человеку раскрывается по-разному", цитирует слова митрополита Илариона Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ

    Вера в Бога - это не просто интеллектуальная убежденность, отметил митрополит Иларион. Из интеллектуальной убежденности больше ничего не следует, а вера - "это образ жизни, который мотивирован религиозным мировоззрением". Поэтому, по словам владыки, "очень трудно представить себе веру в Бога, если она не связана с какой-то конкретной религиозной практикой".

    Пребывание в Церкви, членство в ней ведет за собой участие в богослужениях, в таинствах, исповедь и причастие.

    Если же всего этого нет, то человек по сути не является верующим, хотя формально может и считать себя таковым.

    Человек, не участвующий в таинствах Церкви, выглядит как непользующийся предоставленными ему возможностями.

    Церковь открывает людям путь к Богу, но это не значит, что Бог не воздействует на людей и вне Церкви, заметил  митрополит, подчеркнув при этом, что Церковь открывает прямой доступ к Богу и дает возможность через таинства соединяться с Богом и ощущать живую связь с Ним, чувствовать присутствие Бога в своей жизни". Так что настоящая вера всегда неразрывно связана с конкретной религиозной практикой.

    Поделиться