Натурщиком для создания всем теперь известной фигурки "Оскара" был актер Эмилио Фернандес, с которым куратора первых "академических" церемоний, художественного директора студии MGM Седрика Гиббонса познакомила его будущая жена Долорес дель Рио. Эмилио Фернандес не сразу, но все же согласился позировать обнаженным. Статуэтка получилась высотой примерно в 35 см и весом почти в 4 кг. Так как актрисы, получившие эту высшую награду, при первой встрече с золоченым божком его непременно целуют, то "Оскара" можно считать мужчиной, которому за его долгую жизнь влепили рекордное число звездных поцелуев.
Что же касается самого имени "Оскар", то статуэтка, по преданию, его получила от библиотекарши Академии кинематографических искусств и наук Маргарет Херрик. Увидев статуэтку, она заметила, что золоченый божок напоминает ее дядюшку Оскара. С той поры к академической премии прилип этот псевдоним, но официально его утвердили только через десять лет после вручения первого "Оскара" - в 1939 году.
Впервые призы Американской киноакадемии вручались в 1929 году, на заре только что заговорившего кино. Все происходило на банкете в зале Рузвельт-отеля в присутствии 250 гостей. Цена билета была 10 долларов. Тогда вручили 15 статуэток, первым лучшим фильмом стали "Крылья" Уильяма Уэллмана, специального приза был удостоен Чарли Чаплин за фильм "Цирк". Пресса на этом вечере отсутствовала. Однако идея понравилась: кино набирало популярность, и все поняли, что здесь таится золотое дно. Уже через год банкетный зал был переполнен журналистами, и прошла первая прямая трансляция церемонии по радио. В 1942-м война заставила отказаться от банкетов, и с той поры "Оскаров" вручали в театральном зале. В 1953-м "Оскар" впервые транслировался по черно-белому, в 1966 - по цветному ТВ.
Первая прямая телетрансляция "Оскара" в России прошла в 2003 году. "Наконец мы больше не деревня!", - воскликнул ведущий российскую версию передачи Дмитрий Дибров. Он имел в виду, что Россия тогда впервые наблюдала церемонию "Оскара" в прямом эфире одновременно со всем миром. В четыре утра большинство в России благополучно смотрели сны, но это не имело значения: исторический факт состоялся и дал возможность желающим присутствовать на "главном культурном событии планеты".
Трансляция была вмонтирована в программу "Дибров-party": в торговом комплексе "Атриум" у Курского вокзала собралась кинематографическая тусовка, которую украсили некоторые из наших оскаровских лауреатов и номинантов.
За всю историю премии церемония откладывалась четыре раза. Впервые - в 1938 году, когда мощное наводнение затопило Лос-Анджелес, и церемонию пришлось перенести на неделю позже. В 1968 году ее отложили на два дня в знак скорби об убитом Мартине Лютере Кинге, похороны которого состоялись 8 апреля - как раз в день предполагаемого вручения премий. В 1981 году после покушения на президента Рональда Рейгана торжество отложили на сутки. И, наконец, в 2014 году церемония была перенесена на неделю - чтобы не конкурировать с закрытием зимней Олимпиады в Сочи, которое тоже транслировалось телевидением на весь мир.
По утверждению журнала US News, получившие "Оскара" звезды живут дольше тех, кто ушел домой с пустыми руками. На долголетие триумфаторов первыми обратили внимание исследователи Доналд А. Редельмейер и Шелдон М. Синхп еще в 2001 году. Редельмейер рассказал газете "Нью-Йорк Таймс", что его давно интересует цветущий вид знаменитостей, которые совсем не похожи на пациентов его клиники. И это не вопрос макияжа или туалетов - они иначе ходят, у них иная жестикуляция, они выглядят более жизнеспособными. В своих исследованиях Редельмейер задействовал 1649 актеров. Поделил их на оскаровских номинантов и простых смертных. Номинантов же, в свою очередь, поделил на выигравших и проигравших. Получилось, что номинанты прожили на 3,9 года дольше тех, кто не был номинирован, а лауреаты прожили на 3,6 года дольше тех, кто остался в номинантах. Так как самая частая причина ухода актеров из жизни - порок сердца, ученый пришел к выводу: чем больше успех - тем больше пользы для здоровья.
Ровно наоборот обстоят дела в области кинодраматургии. Чем лучше сценарий - тем больше у него шансов получить "Оскара", но и труда от сценариста он требует более напряженного. Проще говоря, пока халтурщик играючи строгает десяток сценариев, серьезный талант проводит дни и ночи сгорбившись у компьютера, забывая вовремя поесть и вволю поспать. И жизнь его на глазах сокращается.