Центральное событие - встреча главных действующих лиц. Один из них - лидер венесуэльской оппозиции Хуан Гуайдо, ради саммита демонстративно проигнорировавший запрет Верховного суда на выезд с территории Венесуэлы. Второй - представитель страны, являющейся основным покровителем Гуайдо, в лице вице-президента США Майкла Пенса. Последний планировал выступить с речью после встречи с Гуайдо.
Накануне саммита американцы и их региональные союзники сознательно пошли на провокацию с некой гуманитарной помощью от США, подогревая обстановку для усиления блокады законных властей Венесуэлы. Президент Николас Мадуро заявил, что никакой помощи его страна не запрашивала и в ней не нуждается, а потому он отдал военным приказ блокировать транспорт с непрошеными подарками и предложил "янки убираться домой". Тем не менее за пару дней до саммита грузовики с грузом направились к погранпереходам, где их предсказуемо развернули венесуэльские военные. Акция спровоцировала столкновения военных и оппозиции в приграничных населенных пунктах. Этого, очевидно, и добивались противники Мадуро.
Главной целевой аудиторией этих постановок является не столько сам президент, сколько поддерживающие его венесуэльские военнослужащие, которых противники Мадуро пытаются переманить на свою сторону, что открыло бы дорогу к смене власти в стране. В ход идут как пряники, так и кнуты. Например, Хуан Гуайдо обещает амнистию тем военным, которые перейдут на его сторону. А США и их союзники грозят выдворить проживающих на их территории членов семей венесуэльских офицеров. В прессу постоянно вбрасывают слухи о дезертирстве военных, хотя пока такие случаи скорее единичны.
Гуайдо незамедлительно разыграл пограничный инцидент в своих интересах, в своем "Твиттере" по сути намекнув Вашингтону на необходимость применения силы для свержения законных властей Венесуэлы: "Официально предлагаю международному сообществу рассмотреть все меры для обеспечения свободы в нашей стране". По словам одного из своих советников, он не собирается "довольствоваться ролью президента в изгнании".
Госсекретарь Майкл Помпео возложил вину за столкновения на сторонников Мадуро. Он посоветовал "венесуэльскому народу понять, что дни Мадуро сочтены".
Еще меньше истинную цель постановки с гуманитарным грузом скрывал главный антивенесуэльский запевала в конгрессе США - сенатор Марко Рубио. Конгрессмен заявил, что события субботы "открыли дверь разным многосторонним действиям, которые еще 24 часа назад никто не рассматривал". А спустя несколько часов опубликовал в своем "Твиттере" снимок панамского руководителя Мануэля Норьеги, которого в 1990 году захватили и отстранили американские спецназовцы после интервенции США. Намек прозрачнее некуда.
Впрочем, решений о применении силы против Венесуэлы по итогам саммита в Боготе не ожидалось. Неназванный чиновник американской администрации рассказал агентству Reuters, что Майкл Пенс объявит о "конкретных мерах" и "четких шагах" по ситуации в Венесуэле, но деталей не привел. По его словам, вице-президент выслушает мнение других лидеров, в том числе по военным сценариям в отношении Боливарианской Республики, а затем доложит их Трампу, который и будет принимать решение.
Хотя президент США Дональд Трамп и его окружение настойчиво отказываются исключить военную интервенцию в Венесуэлу, такой сценарий не находит поддержки у большинства союзников Вашингтона. Глава МИД Испании Жозеп Боррель заявил информационному агентству EFE, что "решительно осудил бы любую военную интервенцию". Он сообщил, что Мадрид консультируется с другими европейскими столицами по этому вопросу для выработки единой позиции. С опаской к этой идее относятся даже те страны Южной Америки, которые наиболее активно поддерживают Гуайдо. Президент Колумбии Иван Дуке накануне саммита пообещал усилить давление на Каракас, но призвал "не увлекаться воинственными речами". Аналогичную позицию озвучил президент Перу Мартин Вискарра, назвав военные меры "нецелесообразными". Наконец, Генеральный секретарь ООН Антонио Гутерриш недвусмысленно призвал "избегать насилия любой ценой".
Так что на данном этапе речь на встрече Группы Лимы скорее шла о согласовании и введении новых санкций против Венесуэлы. Что, кстати, также выдает истинные намерения противников Мадуро. Вашингтон и его союзники без устали льют слезы по нуждающимся венесуэльцам, но одновременно затягивают санкционные гайки, усугубляя социальную и экономическую обстановку в Венесуэле. Ранее США уже ввели жесткие санкции против нефтяного сектора Боливарианской Республики, являющегося ключевым источником доходов этой страны.
Представитель администрации США в разговоре с Reuters также не стал скрывать подноготной спектакля с гуманитарными грузами. Он подчеркнул, что Вашингтон ищет все возможные пути для укрепления позиций Хуана Гуайдо, а потому будет добиваться переправки своих грузов в Венесуэлу. То есть шаг это именно политический, а не гуманитарный.
Между тем
В понедельник истек месячный срок, который Вашингтон и Каракас установили для того, чтобы определиться с будущим дипломатических отношений, поскольку Мадуро потребовал от американских дипломатов покинуть его страну из-за поддержки Хуана Гуайдо. Если к соглашению прийти не удастся, дипмиссии Венесуэлы и США будут закрыты. По данным газеты The Washington Post, этот срок пока решили продлить, хотя неясно на сколько.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"