О своем коллеге и друге вспоминает худрук театра "Геликон-опера" Дмитрий Бертман:
- Андрейс Жагарс был моим близким другом почти 17 лет, и мне очень тяжело говорить, что он "был". Андрейс - невероятно красивый человек, не только внешне, но и внутренне, настоящий европеец, красавец, человек-праздник, человек-солнце. Человек, который объединял вокруг себя людей. Талантливейший артист, которого в Советском Союзе знали как киноактера, он стал и великолепным директором Рижской оперы, сделав этот театр известным во всем мире. Он обожал Россию, и так совпало, что он умер в тот же день, что и три года назад Эри Класс, эстонский дирижер. Невозможно представить, что бы было положительного между нашими странами, если бы не эти люди! Они были уникальными послами и сделали для нас всех намного больше, чем политики: они соединяли наши страны.
Андрейс вообще умел соединять людей, дарить друзей друг другу. По его приглашению я ставил в Рижской опере "Тоску" и с тех пор у меня в Латвии появилось огромное количество друзей. Он ставил спектакли в Риге, во многих европейских театрах, в Петербурге, в Москве, работал в Красноярском театре, вывозил российские театры в Латвию и представлял Рижскую оперу на сцене Большого театра. Он был ведущим телеканала "Культура" и вообще - известнейшим российским деятелем культуры. От также ставил оперные спектакли во многих театрах Европы.
10 лет назад я предложил ему преподавать в ГИТИСе. Он возглавил курс оперной режиссуры и выпустил уже два курса учеников, в том числе, режиссера Илью Ильина, который работает у нас в Геликоне. Он подарил миру огромное количество певцов, которых вырастил на оперной сцене, потому что Андрейс был тем режиссером, который выращивал артистов. Среди его звезд - Александр Антоненко, Элина Гаранча, Кристине Ополайс, Мария Ребека, Лиене Кинча и другие, которые сейчас блистают по всему миру. Он пригласил в театр совсем молодого и неизвестного еще тогда дирижера Андриса Нелсонса - сегодня он один из лучших дирижеров мира. Это огромный вклад Андрейса Жагарса в мировую культуру.
Конечно, я знал, что он болен, но мы верили, что все будет хорошо. Сам Андрейс говорил, что у него улучшение: об этом ему говорили врачи. Еще неделю назад он приходил посмотреть генеральную репетицию "Паяцев" в Рижской опере, весной должен был принять участие в работе жюри конкурса молодых оперных режиссеров "Нано-опера".
Нам будет не хватать его улыбки, его иронии, его юмора. Он улыбался миру.
Кстати
Гражданская панихида по Андрейсу Жагарсу состоится 4 марта в 13 часов дня в Латвийской Национальной опере.