В минтрансе уже подсчитали, что дополнительно необходимо выделить 5,2 миллиарда рублей на программу субсидируемых полетов на Дальний Восток. Это позволит перевезти в 2019 году на льготных условиях дополнительно не менее 785 тысяч пассажиров. Эти предложения и лягут в основу документа о дополнительном финансировании субсидируемых перевозок.
Скорее всего, деньги будут распределены по уже существующим маршрутам, перечень которых был составлен на 2019 год. Он составляется по заявкам региональных властей минтрансом. Потом Росавиация заключает договоры с перевозчиками на субсидируемые полеты. Авиакомпании выбирают направления исходя из экономической целесообразности и прогнозам по загрузке при выполнении субсидируемых рейсов. Если предполагается, что загрузка будет минимальной, то перевозчик не изъявляет желания летать по тому или иному маршруту. И заинтересовать его довольно сложно.
Если есть маршруты, на которые перевозчики не заявляются в рамках программы субсидирования полетов, то ответ очень простой - данные направления даже при предложенных перевозчикам объемах субсидий являются убыточными, объясняет главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ "Высшая школа экономики" Федор Борисов. Соответственно, существующего механизма недостаточно для того, чтобы сделать их привлекательными.
Ранее была увеличена маршрутная сеть льготных авиаперевозок, теперь субсидированных маршрутов 134. "Эти маршруты готовили губернаторы и совместно с Росавиацией предлагали на рассмотрение. На сегодня по 106 маршрутам авиабилеты в продаже. По 28, к сожалению, еще нет перелетов. По ним губернаторы и Росавиация разбираются, что не так", - в начала февраля отмечал глава минвостокразвития Александр Козлов.
Если регионы заинтересованы в новых рейсах, а федеральных мер недостаточно, то стоит подумать о создании региональных субсидий, считает эксперт. Регионы могут либо сами субсидировать полеты, либо вести переговоры с федеральным правительством о выделении дополнительных средств.
Есть предложения обнулить НДС на внутренних рейсах, которые летают в обход Москвы. Пока поправки в Налоговый кодекс по этому поводу еще не приняты. Если будут субсидируемые маршруты в Москву, то там не предполагается обнуление НДС. Как экономический стимул дифференциация НДС и обнуление НДС на рейсах в обход Москвы может повысить привлекательность рейсов для перевозчиков. Методы налогового стимулирования считаются наиболее эффективными с точки зрения стимулирования рынка, считает Борисов.