26.02.2019 21:59
    Поделиться

    Новак назвал транзит газа через Украину самым дорогим маршрутом

    На сегодняшний день поставки российского газа через территорию Украины - это самый дорогой способ транспортировки голубого топлива в Европу. Тариф на прокачку по этому направлению в 2-2,5 раза выше, чем, например, по "Северному потоку" или трубе "Ямал - Европа". Если Украина действительно желает продлить контракт на транзит, то пора задуматься над экономической привлекательностью маршрута через ее территорию, ведь России нужен конкурентный тариф на прокачку и, что немаловажно, урегулирование всех судебных споров между "Газпромом" и "Нафтогазом".

    Такую позицию российской стороны в отношении украинского транзита высказал 26 февраля министр энергетики РФ Александр Новак. Он, как и глава "Газпрома" Алексей Миллер, неоднократно приводил эти аргументы во время встречи с украинскими коллегами и представителями Еврокомиссии на трехсторонних переговорах. Украинский "Нафтогаз" отвергал выполнение этих условий, но позиция Москвы не поменялась.

    По заверениям Александра Новака, на фоне постепенного роста спроса на газ со стороны европейских потребителей украинский маршрут все же может быть сохранен даже при запуске всех строящихся газопроводов в обход Украины - "Турецкого потока" и "Северного потока-2", но вот объемы прокачки будут зависеть не только от договоренностей Москвы и Киева, но и от конкретных запросов Европы.

    "Чем отличается газотранспортная инфраструктура как вид деятельности по транспортировке газа от других видов деятельности? Ничем. Должны использоваться наиболее эффективные, конкурентоспособные маршруты, создающие возможность экономить, в первую очередь, потребителю. И создаваться условия для неувеличения расходов на закупку газа из транспортных расходов", - пояснил Александр Новак, отвечая на вопросы журналистов и населения в ходе онлайн-интервью "Газете.ру". Украинская газотранспортная система, по оценкам министра, находится "в достаточно изношенном состоянии" и требует "просто огромных вложений - миллиардов евро". "Какой смысл использовать "Жигули", если у вас есть современный автомобиль, "Лада" например, если не говорить о каких-то иностранных моделях", - объяснил Александр Новак преимущества других маршрутов.

    Благодаря росту спроса в ЕС украинский маршрут транзита может быть сохранен даже при запуске всех строящихся газопроводов в обход Украины

    Откровенное непонимание у министра вызывает позиция не только Украины, но и восточноевропейских стран, которые хотят любыми силами сохранить украинский транзит на максимальном уровне. "Представьте: вам предложили, допустим, поехать из Москвы в Петербург. Вы хотите через четыре часа на "Сапсане" уже добраться. А вам бы сказали: "Нет, вы не можете ехать, потому что вы должны использовать старую железнодорожную инфраструктуру, старый локомотив, старые вагоны. Вот езжайте, пожалуйста, по ним, по-другому вы не можете". Но это просто нонсенс какой-тот, на самом деле", - привел пример Новак.

    "В помощь" приходят США, которые, "цинично заставляя послов во многих европейских странах просто давить по внешним экономическим каналам, шантажируя другие страны по разным направлениям", хотят поставлять в Европу свой сжиженный природный газ. Несмотря на то что министр энергетики США Рик Перри во время встречи с Новаком в прошлом году отрицал такие мотивы Вашингтона, большинство аналитиков считают, что интерес в поставках СПГ в Европу у США все же есть.

    К ужесточению газовой директивы Третьего энергопакета Евросоюза Александр Новак относится несколько спокойнее, полагая, что строительству газопровода "Северный поток-2" это не угрожает. По его словам, проект, против которого направлена жесткая версия газовой директивы, строится по графику: "Даже сейчас, пока мы с вами разговариваем, в день укладывается по пять-шесть километров. На сегодняшний день уже более 700 километров из 2100 километров трубы уложено. Это около 30 процентов".

    У российской стороны насчет газовой директивы было одно "требование и юридическое понимание": чтобы любые поправки были ограничены европейской юрисдикцией. Текущую версию проекта министр называет "более мягкой", но окончательных оценок ей не дает.

    Поделиться