Получить востребованные кадры в свои цеха хочет каждый якорный работодатель белгородского техникума. Директор Ракитянского агротехнологического техникума Александр Мирошников отмечает, что из ста с лишним миллионов рублей, на которые в прошлом году провели модернизацию лабораторий, закупили технику для практических занятий и реализовали давние строительные планы, свыше 20 - средства якорного работодателя. Известный белгородский агрохолдинг несколько лет вкладывает деньги в развитие материальной базы техникума.
- В нынешнем году мы будем строить новый корпус, - делится планами Александр Мирошников. - Действующее здание возвели еще в 1904 году. Оно уже пошло трещинами.
Инвестируя средства в развитие учебного заведения, предлагая свои площадки для практики и обучая специалистов-практиков сложным педагогическим навыкам наставничества на производстве, менеджеры компаний надеются на отдачу. И, казалось бы, студенты, которые за время практики хорошо изучили предприятие, должны хотя бы первое время поработать там. Однако все не так просто. Главное препятствие для закрепления молодежи на производстве вполне понятное: парни идут служить в армию. И таковых набирается почти треть от всего контингента выпускников.
- Мы хотим в армию! - горячится Сергей, студент одного из белгородских технических ссузов. В зале белгородской "Точки кипения", где прошла дискуссия о рисках и возможностях целевой подготовки кадров, он внимательно выслушал чиновников и преподавателей колледжей. - Я знаю, что некоторые работодатели потом подозрительно смотрят на тех, кто не отдал долг родине. Некоторые стараются сразу в университет поступить. Но я так точно делать не буду. Лучше потом заочно отучусь.
И пока молодые профессионалы зарабатывают себе "плюс" в резюме, заводы не только остаются без рабочих, на которых потратили деньги и время, но и зачастую теряют выпускников из виду.
Как подстраховаться и не растерять подготовленные с таким трудом кадры, белгородские работодатели дискутируют давно. Одно время даже хотели обязать студентов подшефных ссузов не искать место для работы на предприятиях-конкурентах. В регионе, где агропромышленный комплекс стремительно развивается, хорошие специалисты на вес золота, и представители таких компаний даже заключали соглашение, чтобы не переманивать рабочую аристократию друг у друга.
Острая проблема - закрепление новых специалистов в профессии. Эксперты отмечают, что на региональном рынке труда после окончания ссуза остается чуть больше половины выпускников. Остальные поступают в вузы, уходят в декретные отпуска или уезжают из региона.
- Чтобы как-то закрепить кадры, работодатели предлагают заключить договор о целевом обучении, - рассказывает заместитель директора Белгородского политехнического колледжа Екатерина Курсакова. - В этом есть как свои плюсы, так и минусы.
Среди плюсов - плата за обучение студента, получающего образование на договорной основе, а также гарантия места обязательной практики или стажировки.
- Мы могли бы назвать в числе плюсов и гарантированное трудоустройство, - замечает Курсакова. - Только это как плюс, так и минус. Ведь за годы учебы в жизни студента может многое измениться. К примеру, он захочет сменить специальность, будучи при этом связанным обязательствами с работодателем. Поэтому мы советуем хорошо подумать - и только потом заключать договор.
В самом политехническом колледже такой документ подписали три студента, обязуясь трудоустроиться после выпуска на ведущее дорожно-строительное предприятие.
Станет ли договор о целевом обучении эффективным инструментом для закрепления кадров, однозначно сказать нельзя. Одни сходятся во мнении, что нужно вернуть систему распределения, как в Советском Союзе: тогда работодатели точно не останутся без специалистов. Другие считают, что корень проблемы лежит не в финансовой или юридической плоскости.
Слесарь агрохолдинга "БЭЗРК - Белгранкорм" Денис Мишнев уверен, что в большинстве своем студенты ссузов не ориентированы на серьезный выбор профессии и дальнейшее трудоустройство.
- Со студентами уже поздновато говорить о профессии, нужно начинать со школьников, - считает он. - Мы на заводе стали сотрудничать именно со школами: там сразу видно, у кого из детей глаза горят. В нашем детстве не было конструкторов лего, как сейчас у моего сына. Я крутил металлические детали - и мне было интересно. Так и пришел в профессию. Мой сын похож на меня - собирает из лего руку-робота и показывает: "Пап, смотри, надо будет что-то сделать - ты прицепи эту руку на свою!" Интерес к профессии нужно прививать с детства, тогда будет и карьерный рост, и деньги, и успех.
Мишнев подчеркивает, что сейчас важно сломать стереотип о непрестижности рабочих профессий в принципе, ведь он еще процветает в сознании родителей школьников.
- Они чего хотят для детей? Чтобы много получали, но при этом сидели в офисе, ничего не делая? - возмущается он. - А деньги сами попадут в карман? Если каждый будет выбирать работу по душе, нам не придется думать о том, как кадры закрепить, что им предложить. И главное - мы получим действительно хороших специалистов, заинтересованных в своем деле.
В Липецкой области, где реформа системы подготовки рабочих кадров только начата, также обеспокоены профориентацией школьников. Директор Липецкого колледжа транспорта и дорожного хозяйства Роман Подмарков считает, что ориентировать подрастающее поколение на получение рабочих специальностей нужно как можно раньше.
- Сейчас в нашем колледже учится много студентов с высшим образованием, - отмечает Роман Подмарков. - Приходят, приносят дипломы юриста, экономиста, а сами хотят получить специальность, к примеру, автослесаря. Я спрашиваю: почему? "А просто работы нет", - отвечают. Но мы понимаем, что дело не только в этом. Работы нет, потому что обладателей таких дипломов множество, и большинство получило эти профессии как дань моде. Последствия плачевные: упущено время. И его не вернешь.
В администрации области, в свою очередь, отмечают: в городе металлургов молодежь прекрасно понимает, насколько востребованы рабочие профессии, только ориентирована она исключительно на одно предприятие - Новолипецкий металлургический комбинат. Но, помимо него, есть потребность в кадрах у резидентов федеральной особой экономической зоны, а также в зонах регионального уровня. Шаги навстречу друг другу должны сделать и работодатели, и будущие специалисты.