Чтобы было именно так - молодежь в свою профессиональную жизнь попадала на "лифте", - российская фармкомпания, разместившая одно из своих предприятий в Ярославле, подключилась к процессу подготовки кадров для себя еще десять лет назад. И сегодня она не просто участвует в этом процессе вместе с вузами и ссузами, а, по идее, своих будущих молодых специалистов именно взращивает.
- На начальном этапе, в школах, мы с помощью различных инструментов и форм рассказываем детям и их родителям о фарминдустрии, востребованности таких специалистов на рынке, о том, где на них учат и где потом можно будет работать, - рассказала на прошедшем в Ярославле круглом столе, посвященном эффективности студенческих практик и стажировок, руководитель отдела подготовки кадров местного филиала фармкомпании Екатерина Репкина. - Проводим мероприятия, на которых старшие школьники рассказывают о профессии младшим. Все это привело к тому, что в школах города открыты уже два специализированных фармацевтических класса.
По мнению представителя фармкомпании, раннее начало профориентации решает проблему бессознательного выбора: школьники часто очень плохо информированы о профессиях, которые они собираются в перспективе получить. О потенциальных кадрах для ярославской фармацевтики такого уже не скажешь. После школы они, как правило, выбирают либо местный промышленно-экономический колледж, либо технический университет. Оставаясь все время учебы как бы под крылом потенциального работодателя. Что выражается в том числе и в корректировке некоторых учебных программ.
- Мы реализуем вместе с колледжами наиболее эффективные программы, ориентированные на практику. Поддерживаем среднее профобразование, - продолжает Екатерина Репкина, - и, конечно, студенческие программы, потому что без нашего вклада и понимания, каких специалистов мы хотим видеть, ничего не получится. В регионе давно создана ассоциация, куда входят представители фармкомпаний, сферы образования, исполнительной власти, и вместе мы долго работали и рецензировали существующие программы, оснащали их новыми компетенциями и требованиями.
Очень серьезно к подготовке своего будущего персонала относятся и на предприятии, производящем железобетонные изделия. Здесь начинают пока не со школы, а с классических экскурсий на производство для студентов вузов и колледжей, но проводят их не формально, а вместе с молодежью потом анализируют увиденное, чтобы студенты сразу могли понять, "совершили они великую глупость, придя в строительную отрасль" или реально хотят здесь работать и делать карьеру.
- Мы еще всегда обсуждаем с ребятами, нет ли у них желания писать на нашем предприятии дипломные работы, - рассказывает представитель компании Сергей Павлов. - Желание есть. Они их пишут в лаборатории по испытанию бетона или в лабораториях техуниверситета. Кстати, строительный факультет просил помочь со снабжением их для исследований определенными типами цемента и арматуры. Обязательно поможем, материалы предоставим.
По словам Сергея Павлова, у них давно была идея создать линию фасовки цемента в мешки. Так вот студенты градостроительного колледжа и техуниверситета активно откликнулись и намерены разработать бизнес-план.
- Мы даже готовы в случае успешной защиты бизнес-проекта из наших оборотных средств профинансировать эту линию: пусть они у нас работают, занимаются бизнесом, - говорит Сергей Павлов. - Кроме того, можно придумать множество курсовых и дипломных работ касательно непосредственно технических вещей.
Как рассказала начальник отдела развития профессионального образования департамента образования Ярославской области Галина Абдрашитова, в регионе с 2014 года реализуется проект подготовки рабочих кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности на основе дуального образования. И сегодня уже 15 техникумов и колледжей и больше сорока предприятий заключили договоры на практико-ориентированную подготовку. Половина ребят, практиковавшихся на этих производствах, именно туда устроились потом на работу.
- 70 процентов так называемых дуальных пар имеют свои координационные органы - наблюдательные советы колледжей, техникумов, где работодатель имеет право высказываться, в том числе вносить изменения в учебные планы и программы, что очень важно, потому что мы иногда слышим недовольство качеством подготовки кадров. Работодатель имеет полное право влиять на учебный процесс, на его организацию и структуру в этих дуальных парах.
Адаптируется под требования работодателей и высшая школа, тоже меняющая "свои подходы к практикоориентированности образовательных программ, научной и инновационной деятельности".
- Мы проводим серьезную ревизию наших основных образовательных программ и приглашаем к их экспертизе отраслевых партнеров, - сообщила Виктория Голкина, проректор по образовательной деятельности ЯГТУ, 75 лет поставляющего кадры для промышленности региона. - Мы стараемся синхронизировать наши образовательные программы с профессиональными стандартами, приближая содержание подготовки к потребностям предприятия.
В результате студенты получили возможность в процессе обучения работать над прикладными задачами предприятия и проводить научные исследования по его заказу.
- У нас сложилось несколько интересных практик, которые дают возможность студентам выбирать работодателя, оставаться с ним в течение всего периода обучения, то есть эти практики могут обеспечить тот социальный лифт, о котором мы говорим, - продолжает представитель вуза.
Например, с этого учебного года здесь появилась "Биржа проектов", позволяющая получить от предприятия конкретную практическую задачу. Она включается в учебную деятельность, для ее решения организуется групповая работа студентов вместе с представителем предприятия, и этим обеспечивается практикоориентированность. Правда, оказалось, что такие задачи готовы сформулировать далеко не все работодатели. Так, из всего количества бизнес-партнеров, которым вуз разослал письма, по словам Виктории Голкиной, откликнулись процентов 70. Из них примерно половина выдала задачи, которые в первом семестре были запущены в работу и уже доведены до конца.
Серьезным ограничением для проведения практик и стажировок с глубоким погружением в технологические процессы часто становится, как выяснилось, и коммерческая тайна: предприятие не может допустить студента до своих ноу-хау, и практикант вынужден оставаться где-то на периферии передовых разработок.
- Чтобы выпускная квалификационная работа была насыщена необходимым материалом, практической базой, которая есть в стандартах, студент действительно должен очень глубоко погрузиться в технологию, например, фармацевтического производства. Что невозможно по нашим регламентам GMP и коммерческой тайны, - поясняет Екатерина Репкина. - Поэтому мы ищем компромиссные варианты.
Кстати
Опрос ОНФ, в котором участвовали студенты вузов (61 процент) и средних профессиональных учебных заведений (39 процентов), показал, что 56,8 процента молодых людей надеются получить на практике реальный опыт работы по специальности, 33,8 - планируют трудиться там, где они практиковались, 29,5 - просто выбирали предприятие, где практика оплачивается, а около десяти процентов искали для практики наименее обременительные варианты, чтобы оставалось побольше свободного времени.
Илья Семин, координатор проекта ОНФ "Профстажировки", член Общественной палаты РФ:
- Если создать такую стройную систему, когда студент, выбирая тему для курсовой или дипломной работы, имеет возможность поучаствовать в рационализаторских, инновационных разработках компании, он бы еще на этапе обучения фактически становился сотрудником, приобретал первое место работы. То есть социальный лифт работал бы максимально эффективно. Поэтому в Ярославской области мы смотрели примеры успешных предприятий, заинтересованных в привлечении к себе студентов на ранней стадии и дающих им возможность поработать полноценно, выполнять свои студенческие работы не в стол и потом на выброс, но чтобы результаты этих работ могли быть внедрены в реальное производство. На основе этого опыта мы подготовим серию предложений, которые позволят усовершенствовать работу социальных лифтов для российских студентов.