Новости

26.02.2019 12:42
Рубрика: Общество
Проект: В регионах

Социальный лифт не застрянет

Как сделать студенческую практику максимально эффективной
Согласно итогам опроса, недавно проведенного экспертами проекта ОНФ "Профстажировки" среди студентов вузов и ссузов 77 регионов России, только чуть больше 40 процентов зимних практик полностью соответствовали теме их курсовых или дипломных работ. Треть связана с работами опосредованно, четверть - не связана совсем. По мнению специалистов, это говорит о явном сбое в работе так называемого социального лифта, когда еще на этапе ученичества студент фактически приобретает первое место работы.
 Фото: Анна Соловьева Представители фармацевтической отрасли давно озаботились подготовкой молодых специалистов. Фото: Анна Соловьева
Представители фармацевтической отрасли давно озаботились подготовкой молодых специалистов. Фото: Анна Соловьева

Растить со школы

Чтобы было именно так - молодежь в свою профессиональную жизнь попадала на "лифте", - российская фармкомпания, разместившая одно из своих предприятий в Ярославле, подключилась к процессу подготовки кадров для себя еще десять лет назад. И сегодня она не просто участвует в этом процессе вместе с вузами и ссузами, а, по идее, своих будущих молодых специалистов именно взращивает.

- На начальном этапе, в школах, мы с помощью различных инструментов и форм рассказываем детям и их родителям о фарминдустрии, востребованности таких специалистов на рынке, о том, где на них учат и где потом можно будет работать, - рассказала на прошедшем в Ярославле круглом столе, посвященном эффективности студенческих практик и стажировок, руководитель отдела подготовки кадров местного филиала фармкомпании Екатерина Репкина. - Проводим мероприятия, на которых старшие школьники рассказывают о профессии младшим. Все это привело к тому, что в школах города открыты уже два специализированных фармацевтических класса.

По мнению представителя фармкомпании, раннее начало профориентации решает проблему бессознательного выбора: школьники часто очень плохо информированы о профессиях, которые они собираются в перспективе получить. О потенциальных кадрах для ярославской фармацевтики такого уже не скажешь. После школы они, как правило, выбирают либо местный промышленно-экономический колледж, либо технический университет. Оставаясь все время учебы как бы под крылом потенциального работодателя. Что выражается в том числе и в корректировке некоторых учебных программ.

- Мы реализуем вместе с колледжами наиболее эффективные программы, ориентированные на практику. Поддерживаем среднее профобразование, - продолжает Екатерина Репкина, - и, конечно, студенческие программы, потому что без нашего вклада и понимания, каких специалистов мы хотим видеть, ничего не получится. В регионе давно создана ассоциация, куда входят представители фармкомпаний, сферы образования, исполнительной власти, и вместе мы долго работали и рецензировали существующие программы, оснащали их новыми компетенциями и требованиями.

К студенту - на анализ

Очень серьезно к подготовке своего будущего персонала относятся и на предприятии, производящем железобетонные изделия. Здесь начинают пока не со школы, а с классических экскурсий на производство для студентов вузов и колледжей, но проводят их не формально, а вместе с молодежью потом анализируют увиденное, чтобы студенты сразу могли понять, "совершили они великую глупость, придя в строительную отрасль" или реально хотят здесь работать и делать карьеру.

Студенты получили возможность работать над прикладными задачами предприятия и проводить исследования по его заказу

- Мы еще всегда обсуждаем с ребятами, нет ли у них желания писать на нашем предприятии дипломные работы, - рассказывает представитель компании Сергей Павлов. - Желание есть. Они их пишут в лаборатории по испытанию бетона или в лабораториях техуниверситета. Кстати, строительный факультет просил помочь со снабжением их для исследований определенными типами цемента и арматуры. Обязательно поможем, материалы предоставим.

По словам Сергея Павлова, у них давно была идея создать линию фасовки цемента в мешки. Так вот студенты градостроительного колледжа и техуниверситета активно откликнулись и намерены разработать бизнес-план.

- Мы даже готовы в случае успешной защиты бизнес-проекта из наших оборотных средств профинансировать эту линию: пусть они у нас работают, занимаются бизнесом, - говорит Сергей Павлов. - Кроме того, можно придумать множество курсовых и дипломных работ касательно непосредственно технических вещей.

Понять друг друга

Как рассказала начальник отдела развития профессионального образования департамента образования Ярославской области Галина Абдрашитова, в регионе с 2014 года реализуется проект подготовки рабочих кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности на основе дуального образования. И сегодня уже 15 техникумов и колледжей и больше сорока предприятий заключили договоры на практико-ориентированную подготовку. Половина ребят, практиковавшихся на этих производствах, именно туда устроились потом на работу.

- 70 процентов так называемых дуальных пар имеют свои координационные органы - наблюдательные советы колледжей, техникумов, где работодатель имеет право высказываться, в том числе вносить изменения в учебные планы и программы, что очень важно, потому что мы иногда слышим недовольство качеством подготовки кадров. Работодатель имеет полное право влиять на учебный процесс, на его организацию и структуру в этих дуальных парах.

Адаптируется под требования работодателей и высшая школа, тоже меняющая "свои подходы к практикоориентированности образовательных программ, научной и инновационной деятельности".

- Мы проводим серьезную ревизию наших основных образовательных программ и приглашаем к их экспертизе отраслевых партнеров, - сообщила Виктория Голкина, проректор по образовательной деятельности ЯГТУ, 75 лет поставляющего кадры для промышленности региона. - Мы стараемся синхронизировать наши образовательные программы с профессиональными стандартами, приближая содержание подготовки к потребностям предприятия.

В результате студенты получили возможность в процессе обучения работать над прикладными задачами предприятия и проводить научные исследования по его заказу.

- У нас сложилось несколько интересных практик, которые дают возможность студентам выбирать работодателя, оставаться с ним в течение всего периода обучения, то есть эти практики могут обеспечить тот социальный лифт, о котором мы говорим, - продолжает представитель вуза.

Например, с этого учебного года здесь появилась "Биржа проектов", позволяющая получить от предприятия конкретную практическую задачу. Она включается в учебную деятельность, для ее решения организуется групповая работа студентов вместе с представителем предприятия, и этим обеспечивается практикоориентированность. Правда, оказалось, что такие задачи готовы сформулировать далеко не все работодатели. Так, из всего количества бизнес-партнеров, которым вуз разослал письма, по словам Виктории Голкиной, откликнулись процентов 70. Из них примерно половина выдала задачи, которые в первом семестре были запущены в работу и уже доведены до конца.

Серьезным ограничением для проведения практик и стажировок с глубоким погружением в технологические процессы часто становится, как выяснилось, и коммерческая тайна: предприятие не может допустить студента до своих ноу-хау, и практикант вынужден оставаться где-то на периферии передовых разработок.

- Чтобы выпускная квалификационная работа была насыщена необходимым материалом, практической базой, которая есть в стандартах, студент действительно должен очень глубоко погрузиться в технологию, например, фармацевтического производства. Что невозможно по нашим регламентам GMP и коммерческой тайны, - поясняет Екатерина Репкина. - Поэтому мы ищем компромиссные варианты.

Кстати

Опрос ОНФ, в котором участвовали студенты вузов (61 процент) и средних профессиональных учебных заведений (39 процентов), показал, что 56,8 процента молодых людей надеются получить на практике реальный опыт работы по специальности, 33,8 - планируют трудиться там, где они практиковались, 29,5 - просто выбирали предприятие, где практика оплачивается, а около десяти процентов искали для практики наименее обременительные варианты, чтобы оставалось побольше свободного времени.

Комментарий

Илья Семин, координатор проекта ОНФ "Профстажировки", член Общественной палаты РФ:

- Если создать такую стройную систему, когда студент, выбирая тему для курсовой или дипломной работы, имеет возможность поучаствовать в рационализаторских, инновационных разработках компании, он бы еще на этапе обучения фактически становился сотрудником, приобретал первое место работы. То есть социальный лифт работал бы максимально эффективно. Поэтому в Ярославской области мы смотрели примеры успешных предприятий, заинтересованных в привлечении к себе студентов на ранней стадии и дающих им возможность поработать полноценно, выполнять свои студенческие работы не в стол и потом на выброс, но чтобы результаты этих работ могли быть внедрены в реальное производство. На основе этого опыта мы подготовим серию предложений, которые позволят усовершенствовать работу социальных лифтов для российских студентов.

Общество Образование Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Ярославская область Ярославль
Добавьте RG.RU 
в избранные источники