Решение снизить нормы накопления курские власти приняли в конце декабря прошлого года. Тогда по результатам конкурса были выбраны два региональных оператора, обязавшиеся выстроить систему обращения с твердыми коммунальными отходами. Показатель в полтора кубических метра на человека в год приняли вместо норматива в 2,1 кубического метра мусора на жильца многоквартирного дома и 2,7 куба на обитателя частного сектора. Экономия составила почти 30 процентов: к примеру, в Курске в новых квитанциях вместо ста рублей с человека значился 71 рубль. Это несущественное, на первый взгляд, снижение, куряне восприняли позитивно: семьи с детьми посчитали, что и 120 рублей в месяц не будут лишними.
В это же время второй оператор по обращению с отходами продолжал работать по-старому. Его обязали пересчитать плату за услугу - чтобы все жители области платили исходя из единых норм. Все это позволило выровнять ситуацию с мусорной реформой, но ненадолго.
- На сегодняшний день при существующем тарифе и уменьшенных нормах вывоза наша выручка уменьшилась на 45 процентов, - заявил генеральный директор компании-регоператора Юрий Алехин. - Мне трудно представить предприятие, которое бы при этом держалось на плаву и выполняло свои обязательства.
Принятые в декабре нормативы представители регионального оператора назвали некорректными и неправильными. С просьбой пересмотреть предновогоднее решение они обращались в администрацию Курской области, но тщетно. Даже слова об "угрозе срыва" реформы обращения с отходами не подействовали.
Алехин уверен, что реальный годовой объем отходов достигает как минимум 2,5 кубического метра с человека. Если же провести тщательные замеры, то этот показатель, по его мнению, может дорасти и до трех с лишним кубов.
Курские власти оперативно отреагировали на заявления регионального оператора и пояснили свою позицию. Заместитель губернатора Алексей Смирнов, курирующий сферу ЖКХ, заявил, что у компании пока нет доказательств вывоза большего объема отходов, чем это предусмотрено нормой.
- Сейчас все заявления основаны на предположениях, не подтвержденных весовым контролем, - подчеркнул чиновник. - У нас две задачи. Первая - выстроить системную работу с вывозом мусора, не допуская, чтобы население платило за неоказанную услугу. Вторая задача - сделать так, чтобы эта система была экономически выгодной для регионального оператора.
Алексей Смирнов добавил, что заявления представителей компании еще предстоит проверить. Для этого нужно будет не просто отслеживать передвижения мусоровозов (что легко сделать, ведь каждая машина подключена к системе ГЛОНАСС), но и проводить процедуру весового контроля отходов - исключив таким образом возможность поездок с недогрузом. Делать это придется круглый год, ведь в зависимости от сезона объемы отходов меняются. В настоящее время эксперты, в том числе из числа чиновников, проводят выборочные замеры, однако они не дают представления о ситуации в целом.
При этом в обладминистрации полностью исключили возможность срыва мусорной реформы, о чем предупреждали в компании-операторе.
- Федеральное законодательство позволяет в одностороннем порядке расторгать договор с региональным оператором и утверждать новую компанию без конкурса, - напомнил Смирнов. - Кроме того, в районах имеется своя техника, которую на случай форс-мажора можно привлечь для вывоза мусора.
Пока противостояние регоператора и властей продолжается, жители области тоже копят претензии. Значительную их часть вынуждены принимать в реготделении Общероссийского народного фронта. Нередко активистам приходится вмешиваться в конкретные ситуации.
- Более чем за полгода, которые прошли с начала мусорной реформы в Курской области и повышения тарифов, регоператоры еще не навели порядок в базах данных клиентов, - констатирует сопредседатель регионального штаба ОНФ Сергей Григорьев. - В региональное отделение Народного фронта обращались куряне, которым были выставлены счета за вывоз мусора на несуществующих членов семьи.
Так, совсем недавно активисты отправились в миграционную службу, чтобы решить вопрос с несправедливо начисленными платежами за вывоз мусора в областном центре. Получилось так, что ребенок, по данным регоператора, оказался зарегистрирован сразу в двух квартирах: одна принадлежит матери, вторая - отцу девочки. Оказалось, что ребенок действительно менял регистрацию. Только прописав его в одном месте, выписать из прежнего забыли. Регистрация девочки не влияет на платежи за другие услуги, а вот за вывоз ТКО приходится платить дважды.
До абсурда довели ситуацию и в нескольких райцентрах. Неподалеку от контейнерной площадки в одном из городов обнаружили мусорную свалку. В компании-регоператоре сообщили, что это якобы дело рук жильцов. Мол, они создали свалку, перетащив отходы из ящиков перед контрольными замерами. Жильцы, в свою очередь, обвинили в некорректной работе фирму-оператор. В этой истории точка пока не поставлена.
Владислав Шелест, председатель регионального штаба ОНФ в Курской области:
- Активисты ОНФ убеждены, что у регионального оператора достаточно средств, чтобы качественно и вовремя в полном объеме выполнять соглашение с регионом и сделать нашу область чистой. В тариф заложены расходы на транспортировку ТКО, которую регоператоры фактически не осуществляют. Активисты ОНФ доказали, что регоператоры нарушают логистику ТКО в Железногорске, Щигровском, Кореневском, Пристенском, Суджанском, Солнцевском, Дмитриевском, Советском районах. Значит, они получают необоснованную прибыль.