26.02.2019 16:22
    Поделиться

    На Ставрополье предложили обучать финграмотности с младших классов

    Ставрополье стало одним из лидеров среди регионов страны в реализации программы финансовой грамотности. В крае проводят игровые занятия для школьников и семинары для пенсионеров. Чиновники отчитываются, что программа идет столь успешно, что ее даже продлили до 2023 года. Однако все ли так гладко, как они рапортуют, выяснял корреспондент "РГ".

    Действительно, для повышения финансовой грамотности в регионе используют различные инструменты. Так, в Северо-Кавказском институте РАНХиГС прошли трехдневные курсы для учителей математики, географии, английского языка и ОБЖ. 100 педагогам рассказали, как внедрить элементы финансовой грамотности в свои дисциплины.

    Эти предметы выбраны неспроста. Именно они наиболее часто затрагивают темы денег, экономики и банковской сферы. И английский язык, по мнению доцента кафедры экономики и антимонопольного регулирования филиала РАНХиГС Нины Гукасовой, один из главных предметов.

    - Все мы знаем, что термины, используемые в рыночной экономике, пришли к нам из английского языка. Соответственно, чем раньше ребенок будет ознакомлен с их сутью, понимать основы и значение, тем лучше. К тому же сегодня поездки за рубеж не являются редкостью или роскошью. Многие граждане России отдыхают и учатся за границей. Знание основ финансовой грамотности - большой шаг в будущее.

    Заведующая кафедрой педагогики и образовательных технологий Института образования и социальных наук СКФУ Людмила Халяпина, в свою очередь, рассказала корреспонденту "РГ" о программе "Обучение сельских учителей финансовой грамотности". В министерстве финансов РФ это направление выделили отдельно. Сейчас его реализуют крупные вузы страны, в том числе Южный федеральный университет, а СКФУ, в свою очередь, выступает субподрядчиком проекта и использует разработанные методики на практике.

    Так, специалисты провели уже две встречи с сельскими учителями. На них побывали 100 человек. Обучали их личной финансовой грамотности, а также рассказывали о тех навыках, которые необходимы, чтобы передать свои знания ученикам и в целом сельскому населению.

    Халяпина также отметила, что большой интерес к этой теме возник у учителей начальных классов. Профильные преподаватели средней и старшей школы так или иначе касаются темы финансов, в то время как в первые четыре года обучения ребенка эти вопросы обходят стороной. А учителя хотели бы рассказывать об основах и младшим классам.

    Что же касается подготовленности самих преподавателей, то уровень финансовой грамотности у них примерно такой же, как и в целом у сельского населения края, отмечает Людмила Халяпина:

    - Если говорить о вопросах, касающихся повседневной жизни, на них во время тестирования все ответили неплохо. Однако в тонкостях осведомленность незначительная. Не у всех учителей уровень финансовой культуры выше, чем у людей других профессий. Она зависит от интенсивности его общественной жизни, начитанности, способности анализировать ситуацию.

    По мнению директора учебного центра министерства финансов Ставропольского края Галины Васильевой, некоторые подростки и сами могут многому научить учителей.

    - В целом молодежь, как студенты, так и школьники, хорошо разбираются в технологиях, и учить их обращаться с банковскими картами, к примеру, не нужно. Вот только не всегда они могут грамотно оценить риск и возможные последствия, - считает Васильева.

    Тому пример ситуации, когда молодые люди за небольшую плату соглашаются оформить на себя фирму-однодневку. При этом ее фиктивный владелец даже не подозревает, какой деятельностью она занимается. Другая форма мошенничества - использование с согласия человека его электронного кошелька, через который начинают проходить непонятные суммы. Откуда они, неизвестно, но тот, кому принадлежит счет, получает за это процент.

    - Молодые люди обладают хорошими знаниями в онлайн-сфере, но у них нет жизненного опыта, поэтому они не могут здраво оценить риск. К тому же они еще пока финансово зависимы от родителей. Пенсионеры и люди старшего поколения больше подвержены влиянию мошенников, а сельское население страдает от закредитованности, - отметила координатор программы повышения финансовой грамотности на территории Ставропольского края Надежда Герасименко.

    Главной же проблемой россиян Герасименко считает неумение распоряжаться своими доходами. Немногие понимают, что распределять средства, подсчитывать все источники прибыли и держать расходы под контролем нужно при любой зарплате.

    Правоохранители же, в свою очередь, отмечают, что люди излишне доверяют незнакомцам и становятся из-за этого жертвами аферистов. Причем страдают из-за незнания основ финансовой безопасности граждане любого возраста, независимо от места проживания и социального статуса.

    - Люди пожилого возраста зачастую становятся жертвами мошенников из-за своей доверчивости. Обманывают под разными предлогами: "родственник попал в беду", "получите компенсацию за ранее приобретенные препараты", "вам положены социальные выплаты", "поможем снять порчу" и так далее, - говорят в главном управлении МВД по Ставропольскому краю.

    Люди молодого и среднего возраста могут стать жертвами мошенников, работающих в сфере новых технологий. Они, как правило, страдают от аферистов, когда заказывают себе одежду или выбирают автомобиль на просторах интернета, пользуются банковскими приложениями в мобильных телефонах либо берут денежные займы.

    - Дистанционное мошенничество чаще случается в крупных городах, где сложившаяся инфраструктура дает больше возможностей злоумышленникам, сельские же жители наиболее уязвимы при так называемом контактном мошенничестве. В этих случаях злоумышленник общается со своей жертвой и, злоупотребляя ее доверием, совершает аферу, - отметили в полиции.

    Мнение

    Валерий Нефедов, преподаватель географии СОШ N 27 города Пятигорска:

    - Я уже проходил курсы финграмотности, понимаю важность и значение этой программы. Мир так быстро меняется, и элементы цифровизации проникают во все сферы жизни. На сегодняшних школьников возложены большие задачи, именно им через несколько лет предстоит заниматься развитием России. Ребята должны разбираться в экономике, которая является частью практически любой сферы, в том числе географии. Готовлюсь к разработке и внедрению урока по основам финансовой грамотности в своем предмете. Будем говорить о банковских картах, страховании от непредвиденных случаев и налогах.

    Поделиться