- В связи с выходом из процедуры банкротства ГУП "Крымская помологическая станция" подготовлен проект передачи объектов недвижимости и земельного участка площадью 217 гектаров в районе села Верхнесадового в федеральную собственность. Затем это имущество будет закреплено за Никитским ботаническим садом, - сообщил директор департамента имущественных и земельных отношений Севастополя Рустэм Зайнуллин.
Чтобы разобраться с юридическими и финансовыми проблемами помологической станции, потребовалось четыре года. После возвращения Крыма в Россию она оказалась одновременно в списках собственности Севастополя и Республики Крым. Географически станция находится на территории Севастополя, но в предыдущие годы финансировалась через Никитский ботанический сад и входила в его структуру, поэтому ее и посчитали своей оба субъекта.
Одновременно продолжали наседать кредиторы: научная станция стала банкротом еще в 2007 году. Два года ее де-юре не существовало, лишь в 2016-м был создан ГУП Севастополя "Крымская помологическая станция" и назначен внешний управляющий.
Как рассказал "РГ" руководитель отделения агротехники и питомниководства НБС "Крымская помологическая станция" Валентин Демченко, долги перед кредиторами погасил Никитский ботанический сад.
- Два года по решению правительства Республики Крым мы работали в составе Никитского ботанического сада в качестве лаборатории, - говорит Демченко. - Но потом Генпрокуратура РФ опротестовала это решение, поскольку земля севастопольская. Мы повисли в воздухе. Хоть предприятие и перерегистрировалось как банкрот, фактически ничего не делалось. НБС взял на себя затраты, погасил львиную долю долгов, процедура банкротства завершилась, ГУП ликвидируется.
Пока земля была у Севастополя, Никитский ботсад не мог вести на ней хозяйственную деятельность. Город ее также не использовал. Угодья заброшены уже более десяти лет. Участки заросли сорняками и кустами ежевики. Но сотрудники НБС продолжали следить за самыми ценными участками, на которых посажены почти 2500 сортов плодовых деревьев.
- Это около 2000 сортов яблони и груши, более 200 сортов фундука и грецкого ореха, - рассказывает руководитель станции. - Коллекция занимает около девяти гектаров. Поскольку в ней собран генетический материал, стоящий на учете в новосибирском Центре генетических ресурсов, мы договорились с властями Севастополя, что продолжим ухаживать за деревьями.
Ценность коллекции в том, что на ее базе можно выводить сорта с любыми признаками: морозоустойчивость, повышенная урожайность, устойчивость к болезням. Большая часть сортов нигде в мире не дублируется.
Валентин Демченко вспоминает, что в советские годы коллекция насчитывала 6000 сортов и была крупнейшей в мире, ее собирали в течение 50 лет.
- У нас росли 5300 сортов деревьев, по три-пять стволов каждого сорта, и еще около 700 сортов были привиты для дальнейшего развития.
- Я работал на станции с 1982 по 1997 годы, пока не пришли новые назначенцы, которые стали ее грабить в буквальном смысле, - говорит Демченко. - В те годы мы подчинялись Киевскому институту садоводства, из станции стали выкачивать деньги и полностью ее угробили, привели к банкротству. Когда уходил, коллектив был 200 человек, а когда вернулся через 11 лет, осталось шесть сторожей. Предприятие полностью прекратило работу, половина коллекции была потеряна.
Помологическую станцию теперь надо создавать заново, практически с нуля. Передача земли даст право Никитскому ботсаду финансировать работу, приводить в порядок землю, закупать технику и оборудование. Уже в этом году планируют начать раскорчевку, очистить участки от сорняков и вредителей.
- В этом году будем закладывать питомник плодовых культур: яблони, груши, айву, черешню, а также немного декоративных сортов, - делится руководитель станции. - Решение о передаче принято на днях, а у нас уже практически весна, посадочный материал в дефиците.
У помологической станции есть программа развития. Планируется, что она станет отделением НБС. На нескольких участках будут выращивать новые культуры, которые пока не столь распространены в крымских садах.
- Мы займемся промежуточными культурами, ареал которых можно распространить на север Крыма. Это киви, зизифус и ягоды, - говорит Валентин Демченко. - Планируем заложить один гектар хурмы. Возможно, будет и фейхоа.
На станцию придется заново набирать штат. Прежние специалисты либо устроились в другие места, либо ушли на пенсию. Первое время будут привлекать местных жителей, а когда садов станет больше, понадобится больше рук. Сохранилось общежитие, и оно поможет решить жилищную проблему специалистов.
На станции также будут изучать биологические методы защиты от вредителей. Дело в том, что большая часть ее земель находится в охранной зоне реки Бельбек, где запрещена обработка химикатами. НБС уже обсуждает сотрудничество с профильным институтом из Краснодарского края.