"Мы подготовили предложения, среди которых - новые подходы к организации экспертизы, критериям оценки, отбору экспертов", - рассказал он.
Цель - повысить независимость, объективность, исключить конфликт интересов среди участников. Экспертизу предлагается проводить по заказу Минпросвещения России. Система госзадания должна исключить ситуацию, когда материалы на оценку экспертов поступают напрямую от отдельных издательств, которые платят экспертам и массово получают положительные заключения.
Второе предложение - переход от оценки уже подготовленных к изданию учебников (как это делается по существующему порядку) к проведению предварительной экспертизы авторских рукописей.
"Экспертиза должна быть отделена от процесса издания учебников", - подчеркнул Алексей Хохлов.
Предложение РАН поддержала министр просвещения Ольга Васильева. По ее словам, содержание образования должно отвечать научно-технологическим достижениям страны. В федеральный перечень учебников, которые рекомендованы школам, должны включаться действительно качественные издания.
"Недопустимо, когда учебники по химии, физики, биологии заканчиваются изучением открытий 30-летней давности, - рассказала Ольга Васильева. - Мы понимаем: динамика обновления научного знания для разных дисциплин различна. Необходимо настроить экспертный механизм так, чтобы он гарантировал своевременность обновления содержания учебников".
При этом Ольга Васильева призвала возродить традиции советской школы, когда авторские коллективы учебных пособий возглавляли маститые ученые.
Сегодня в основной части федерального перечня - 842 учебника. Однако примерно 30 процентов из них не востребованы, хотя издания из перечня закупаются в школы за счет бюджетных средств. По словам министра, это 10 миллиардов рублей в год.
"Экспертиза будет независимая, научная, и она будет ужесточена, - рассказала Ольга Васильева. - И мы полностью поддерживаем предложение Российской академии наук о том, что оценивать надо рукопись, а не готовый учебник".
Ольга Васильева также рассказала, что не должно быть ситуации, когда учебники выпускаются с орфографическими и фактическими ошибками. Важно, чтобы каждый рецензент нес персональную ответственность за то, что он делает. Для этого на титульном листе издания должна стоять его фамилия.
Новый порядок проведения экспертизы учебников должен быть опубликован на сайте Министерства просвещения.