27.02.2019 14:05
    Поделиться

    Маска, я тебя знаю: правомерно ли использовать карикатуры и маски на экране

    Недавно в испанской прессе вспыхнуло обсуждение конфликтной ситуации, якобы произошедшей между Фондом "Гала-Сальвадор Дали", который управляет художественным наследием великого сюрреалиста, и создателями испанского сериала "Бумажный дом" (La Casa de Papel), спродюсированного Atresmedia совместно с Vancouver Media. В 2017 году права на сериал выкупил американский Netflix, который и сделал "Бумажный Дом" самым популярным неанглоязычным сериалом в мире. Сообщалось, что содержание "Бумажного дома" возмутило Фонд "Гала-Сальвадор Дали" настолько, что те приняли решение обратиться за юридической помощью.

    По сюжету сериала таинственный человек по прозвищу Профессор собирает команду для ограбления Королевского монетного двора. Преступная группа из 8 участников захватывает здание вместе с заложниками, планируя продержаться там не менее 11 дней, незаконно печатая банкноты. При этом преступники, отправляясь на дело, закрывают лица масками с гротескным изображением, в котором ясно угадываются черты лица знаменитого Сальвадора Дали, а именно - узнаваемый взгляд и закрученные усы.

    Высокая популярность сериала привела к скачку продаж аналогичных масок по всему миру. Маски стали хитом карнавалов и вечеринок на Хэллоуин, а знаменитости, среди которых футболист Неймар, появлялись в них в своем Instagram. Но кроме возросшей популярности "сериального" аксессуара имели место и случаи совершения преступлений людьми в подобных масках. Так, в Брюсселе двое злоумышленников в масках как в сериале "Бумажный Дом" угрожали ученикам средней школы огнестрельным оружием, а в Сантьяго, Чили и Буэнос-Айресе были зафиксированы ограбления банков "костюмированными" преступниками.

    В прессе появились сообщения о том, что Фонд "Гала-Сальвадор Дали", созданный лично Сальвадором Дали в 1983 году с целью продвижения и защиты своего наследия, забил тревогу: руководство Фонда якобы предъявило правообладателям протест, потребовав прекратить эксплуатацию имиджа знаменитого сюрреалиста. Сообщалось, что по требованию Фонда Netflix изменил афишу сериала, убрав оттуда изображения героев в красных капюшонах и масках с характерными чертами. В новостях по теме говорилось, что правообладатели не считают себя обязанными просить у Фонда разрешения на использование образа художника, поскольку речь идет о карикатуре, а не о реальном изображении.

    Инцидент всколыхнул общественность. Киношники, критики и юристы разделились на два лагеря: тех, кто заявлял о нанесении урона репутации каталонского художника и тех, кто подчеркивал комичность конфликта.

    При этом сам Фонд "Гала-Сальвадор Дали" в ответ на запрос комментария развеял все спекуляции в прессе на эту тему: "Информируем вас, что нет никакого конфликта между Фондом и компанией Netflix. Мы всего лишь связались с продюсерами сериала для получения информации". Об этом в электронном письме сообщила официальный представитель Фонда Имма Парадо.

    По словам госпожи Парадо, когда в Фонде заметили эту путаницу в испанских СМИ, то прокомментировали её следующим образом: "Фонд "Гала-Сальвадор Дали" управляет эксклюзивными правами на работы Сальвадора Дали и его персону. Памятуя об этом, любому, кто пожелает использовать какие-либо из этих прав, следует прежде получить разрешение Фонда. Если до нашего сведения дойдет информация о том, что какие-то из указанных прав были нарушены, мы попытаемся перенаправить ситуацию в конструктивное русло, потребовав узаконить использование прав".

    Однако несмотря на некую преувеличенность заявления о конфликте Фонда, эксперты индустрии нашли данную тему волнующей и высказали свои предположения.

    Учитывая, что Сальвадор Дали был человеком неординарным, сам бы он отнёсся к ситуации легко, считает продюсер, режиссёр и учредитель первого в России международного фестиваля веб-сериалов REALIST WEB FEST Антон Калинкин. "Мы живем в новой эре, где не потребитель идет за уникальным контентом, а контент идёт за аудиторией. Digital-мир меняется, и такой формат взаимодействия с молодой аудиторией является более эффективным. Нельзя говорить, что после эпизода с ограблением банка люди сразу ринутся за масками Сальвадора Дали совершать неправомерные действия", - комментирует эксперт.

    "Если бы в картине изначально была проведена сюжетная линия, связывающая биографию персонажа с преступными действиями, это было бы оскорбительно. Но мы встретились с другой ситуацией - это обычная карикатура, которая никак не связана с исторической личностью. Все, что представляет собой иронию и пародию без привязок к биографии, согласовывать совсем не обязательно", - считает Калинкин.

    Похожего мнения придерживается актриса, режиссер, генеральный продюсер кинокомпании "Смена" и генеральный продюсер фильма "Хандра" Екатерина Голубева-Польди. "В кино часто используют образы известных людей. Например, в новом фильме режиссёра Алексея Камынина "Хандра" мы воссоздали на экране фигуру Андрея Тарковского", - рассказывает Голубева-Польди. - В нашей стране можно спокойно создавать пародии и карикатуры на произведение, и даже автор оригинала не вправе этому помешать. Однако если пародия порочит честь, достоинство или деловую репутацию автора, безусловно, он может защищаться в соответствии с конституционным правом".

    Во избежание подобных ситуаций Екатерина Голубева-Польди советует кинематографистам использовать в титрах фразу "все персонажи являются вымышленными, любое совпадение с реально живущими или жившими людьми случайно".

    А вот сценарист Марина Собе-Панек занимает противоположную позицию, считая, что создатели сериала все же должны были получить разрешение на использование образа художника у Фонда "Гала-Сальвадор Дали".

    "Я считаю, что сериал может нанести огромный ущерб репутации художника. У людей, мало знакомых с живописью, не обладающих критическим мышлением, после просмотра фильма в голове останется ассоциативная связка: Дали - ограбление. Впоследствии мозг сам досочинит историю (это особенность мышления) - раз грабители использовали именно маску Дали, значит, у самого художника что-то в биографии нечисто, Дали - вор", - считает сценарист.

    Несмотря на то, что серьезность разногласий между создателями сериала и Фондом оказалась преувеличенной, вопрос защиты творческого наследия и использования образов известных персон в кино и искусстве остается актуальным. Экспертным мнением о юридической стороне вопроса поделился владелец юридической компании "Катков и партнёры", член Совета ТПП РФ по интеллектуальной собственности Павел Катков: "В ситуации возможного конфликта между Фондом "Гала-Сальвадор Дали" и компанией Netflix нужно, во-первых, разобраться с требованиями Фонда. Таких требований может быть два: защита имиджа, чести и достоинства художника, а также незаконное использование образа Дали.

    Насколько можно считать затрагивающим имидж, честь и достоинство подобное использование образа в сериале, определит закон. Весьма вероятно, что сторонам порекомендуют провести экспертизу. Из практики можно отметить, что в фильме "На гребне волны" грабители использовали маски президентов США, однако о наличии к ним претензий неизвестно".

    Как сообщил эксперт, согласно пункту 4 статьи 1274 ГК РФ, создание и использование пародии или карикатуры на основе оригинального произведения допускается без согласия автора (правообладателя) и без выплаты ему вознаграждения. Чтобы определить, какое изображение может быть признано карикатурным или пародийным, пояснил господин Катков, необходима экспертиза.

    О юридических способах защиты от несогласованного воспроизведения "лица" в формате изображения, маски или диджитал-версии Павел Катков пояснил следующее: "Право консервативно и не зависит от среды, в которой используется объект интеллектуальной собственности. Способы охраны прав и их дальнейшей защиты остаются неизменными. Первый способ - надлежащее оформление прав на художественные произведения, объекты дизайна, иные визуальные или комбинированные объекты. Особое внимание следует уделить отчуждению прав у работников (служебные произведения, ст.1295 ГК РФ) и подрядчиков (произведения, созданные по договору подряда на создание РИД, ст.1296 ГК РФ). Второй способ - использование дополнительных способов охраны, защиты и фиксации: регистрация или депонирование в Роспатенте, или депонирование у независимых депозитариев. Единого глобального депозитария нет, но есть различные частные сервисы, работающие с каталогами разных стран мира. Один из самых известных российских депозитариев - n’RIS - цифровой профильный сервис создателей, владельцев и пользователей интеллектуальной собственности".

    Подготовлено Ассоциацией IPChain

    Поделиться