Сейчас практически во всех регионах страны каждая школа сама решает, сколько доплачивать своим сотрудникам за классное руководство и иную работу, не связанную с конкретной преподавательской деятельностью. Причем выплаты идут не из фонда заработной платы, а из так называемого надтарифного фонда, который формируется исходя из количества учеников, числа побед на олимпиадах, платных услуг, которые оказывает школа, и так далее.
Помимо классного руководства, в каждой школе есть еще дюжина надбавок, например, за проверку тетрадей, за проведение спортивных мероприятий. Получаются разные суммы, но зачастую надбавка составляет 500-1000 рублей, сообщил "РГ" Владимир Кузнецов, председатель территориальной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области профсоюза работников народного образования и науки.
- Конечно, очередь из педагогов, желающих взять классное руководство, в Петербурге не стоит, - констатирует Кузнецов. Поэтому уже несколько лет профсоюз обращается к городским властям с предложением принять меры по увеличению надбавок, среди которых на первом месте именно классное руководство.
Почему именно это направление? Да потому что без классного руководства в школе никак, а учитель фактически занимается этой деятельностью в свое личное время: он проводит классные часы, родительские собрания, переписывается в родительских чатах, а иногда и вовсе ходит домой к ученикам, оказавшимся в сложной ситуации.
Председатель Ассоциации директоров школ Петербурга Константин Тхостов отмечает: несмотря на то что деятельность классного руководителя регламентирована значительным количеством нормативов - от федерального законодательства до локальных актов школы, - в штатном расписании учебных заведений должности классного руководителя нет. И соответственно все выплаты изначально носят формат компенсационных.
- Школа как бы компенсирует учителю время, которое он затрачивает на эту работу, - объясняет Тхостов. - Но материального подкрепления этой деятельности практически нет. В Москве же педагоги получают доплату за классное руководство из двух источников - не только из бюджета школы, но и от властей города.
По этому пути собирается пойти и Петербург. Такой алгоритм позволит не только значительно увеличить сумму компенсации, но и уравняет в возможностях большие школы с крупными бюджетами и, следовательно, надтарифными фондами и небольшие учебные заведения, которые при всем желании не могут начислить своим педагогам такие же высокие надбавки.