Уральских ювелиров научили искусству перегородчатой эмали

Если уральцы любят и умеют работать с драгоценными камнями, то ростовские мастера создают драгоценности своими руками. Ростов Великий более трехсот лет остается крупнейшим центром эмалевого искусства.

Ростовская скань с перегородчатой расписной эмалью и финифтью - то, чем без преувеличения гордилась и будет гордиться Россия. Тончайшее кружево с эмалью в Ростове "плетут" так же, как сто и двести лет назад, продолжая традиции Фаберже (чарки знаменитой фирмы с перегородчатой эмалью уходят на аукционах за 10 - 20 тысяч долларов, а большой ковш недавно продали за 240 тысяч). Собирая серебряные узоры из миллиметровых завитков проволоки, мастера работают с лупами или микроскопом, расписывают эмаль колонковыми кисточками толщиной в десятую долю миллиметра.

Казалось бы, сегодня кропотливый ручной труд обречен на вымирание, однако на днях мастерская отметила 20-летний юбилей.

- К народным промыслам мы отношения не имеем. Промысел - это много и быстро, а наш срок для изделий на заказ - от четырех месяцев. Конечно, иногда, если нужно, за работу садятся все 40 человек, - говорит директор мастерской Галина Рязанцева.

Где вам удалось найти так много высококлассных мастеров?

Галина Рязанцева: Коллектив формировался постепенно. Одни работают с основания, другие пришли 20-летними, а сейчас у них семьи и дети. У нас нет ни одного случайного человека, к нам попадают только по рекомендации. Почти все пробовали работать в разных мастерских. Но их владельцы редко бывают художниками, они бизнесмены. Раз за разом пытаешься объяснить, как видишь изделие, но отклика не получаешь, сам диктовать условия не можешь. Тогда мы и организовали свою мастерскую.

Особенные заказы вы выполняли?

Галина Рязанцева: Над ракой Димитрия Ростовского для Спасо-Яковлевского монастыря мы трудились два года, с 2007-го, к 300-летию преставления святителя. Как раз кризис, денег нет, сроки поджимали, просто караул! А в 2010-м в Москву, на выставку в Доме правительства, мы привезли четыре иконы из фонда мастерской. Их купили - у нас появились деньги. И совершенно чудесным образом нашлось здание для мастерской в 260 шагах от Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря.

Ковчег для даров волхвов получился невероятной красоты. Когда мы везли его на Афон (25 килограммов ручной клади), таможня легко пропускала, самолеты улетали вовремя. Перед нами, можно сказать, все двери раскрывались…

Кстати

Первую серебряную гробницу святителя Димитрия Ростовского весом 170 килограммов сделали из российского серебра с Колывани по заказу императрицы Елизаветы Петровны. Изготовление раки затянулось на десять с лишним лет, и в 1763-м на церемонию перенесения мощей в Ростов приехала уже Екатерина II. Эту гробницу уничтожили в 1922-м при изъятии церковных ценностей монастыря. К 300-летию кончины святителя в епархии объявили сбор средств на новую гробницу. Мастера не стали копировать прежнюю, царскую, а создали свое произведение искусства, с эмалевыми миниатюрами.