Тарифообразование: кто отвечает за контроль

Сегодня Россия занимает пятое место в мире по объему производства и потребления электроэнергии, уступая Китаю, США, Индии и Японии. Несмотря на лидерские позиции, ситуация в российской электроэнергетике далеко не безоблачна.

Использование не всегда эффективной и достаточно сложной системы тарифообразования, что регулярно находит отражение в возмущении со стороны населения и привело к возникновению в отрасли ряда проблем, в числе которых - недостаток инвестиций в основные фонды и рост объема неплатежей. Еще больше ситуацию усугубляет рост объемов использования перекрестного субсидирования и коррупционная составляющая.

Причина, в основном, состоит в сложной системе тарифообразования, контроль за которой помимо государства призваны осуществлять и общественные организации. Однако их деятельность в сфере тарифного регулирования часто оказывается не всегда продуктивной, в связи с этим острые проблемы отрасли по сей день остаются нерешенными.

Фактические издержки от коррупционных проявлений часто закладываются в тарифы самими энергетиками, что увеличивает конечные платежи и снижает эффективность всей отрасли. Современная система тарифообразования сложна, многоступенчата и не лишена, так сказать, "черных ящиков", внутри которых и происходит необоснованное увеличение тарифа.

Одним из таких "черных ящиков" являются местные сетевые компании, которые осуществляют поставку электроэнергии конечному потребителю. В отличие от генераторов, которые прошли стадию акционирования и обладают относительно прозрачной структурой собственности, сетевые компании продолжают "оставаться в тени".

Помимо прочего, правовое поле в сфере тарифообразования не лишено "белых пятен". Одним из них является регулирование деятельности частных некоммерческих организаций в электроэнергетике.

Понятно, что организации общественного мониторинга и контроля должны быть независимыми и кристально чистыми, а деятельность таких организаций должна быть направлена на сокращение числа "черных ящиков" в цепочке тарифообразования и снижение уровня коррумпированности отрасли.

Современная система тарифо­образования сложна, многоступенчата и не лишена «черных ящиков», внутри которых и происходит необоснованное увеличение тарифа

Тем не менее вопросы к общественным организациям, действующим в этой системе, остаются. Например, в сфере тарифообразования работает компания Алексея Малоземова, бывшего чиновника из Федеральной службы по тарифам. Подконтрольное ему ООО "ЦМОК" выступило учредителем АНО "ЦМОК", которая, в свою очередь, основала Фонд мониторинга цен и тарифов (ФМЦТ). Эта некоммерческая организация изучает конъюнктуру рынка и исследует общественное мнение. ООО "ЦМОК", как писали СМИ, консультирует по вопросам коммерческой деятельности и управления, а ФМЦТ консультирует предпринимателей.

Получилось так, что структуры, связанные с ЦМОК, по данным СМИ, заняли практически весь федеральный рынок. С одной стороны, организации инициируют проверки тарифов в регионах, которые периодически заканчиваются судебными разбирательствами либо подписанием контрактов на "консультирование" с ЦМОК. С другой - помогает "сетевикам" с обоснованием изменения тарифов. После таких обоснований тарифы могут меняться и в сторону увеличения.

Интересным является и тот факт, что в указанных компаниях, формально осуществляющих функции общественного контроля, работают бывшие чиновники с неоднозначной репутацией. Так, согласно ФЗ N 79 "О государственной гражданской службе РФ" бывшим госслужащим запрещено использовать в интересах организаций либо физических лиц информацию, ставшую известной в связи с исполнением должностных обязанностей. Вопрос, насколько этичной и правомерной является деятельность ряда таких организаций и аффилированных с ними персон, которые участвуют практически во всех аспектах регулирования тарифов в электроэнергетике, остается актуальным и открытым на сегодняшний день.

Дело в том, что правовые и этические аспекты этого вопроса никак не регламентированы. Нормы российского законодательства не обязывают уходящих со службы чиновников давать подписки о неразглашении или запрете на использование информации, полученной за время государственной службы. В Российской Федерации отсутствует и специальный орган, который бы это контролировал.

Очевидно, что государственной контроль за отраслью должен стать строже и пристальнее. Среди потенциальных государственных мер можно предложить передать контроль за тарифообразованием с регионального уровня на федеральный. Принципиально важно установить правильную форму государственного контроля за деятельностью частных компаний на рынке электроэнергетики.

В противном случае может возникнуть ситуация, когда люди, работающие формально в рамках закона, попытаются влиять в плане тарифообразования на электроэнергетическую отрасль, в чем эксперты не раз пытались упрекнуть Малоземова и созданные им структуры. Можно предположить, что в подобной ситуации эти структуры вполне могли бы превратить полученные знания, связи и свой профессиональный опыт в бизнес, тем самым создавая определенные проблемы развитию отрасли и функционированию объектов жизнеобеспечения граждан.

Для осуществления взаимодействия между государством и обществом целесообразно использовать интернет-ресурсы, которые функционировали бы по аналогии с уже реализуемым в Москве сервисом "Активный гражданин". Такая мера позволит государству получать обратную связь от граждан в режиме реального времени и минуя значительное количество посредников и бюрократических преград.

Непрозрачное тарифообразование вызывает широкий общественный резонанс, ведь эта тема всегда была остросоциальной. Недовольство россиян текущими мерами регулирования отрасли в конечном итоге нередко выливается в недоверие к властям и гражданские митинги.

Все это подчеркивает острую необходимость усиления государственного контроля за тарифообразованием. Вместо того чтобы делегировать решение этих проблем по принадлежности, граждане предпочитают отстаивать свои интересы самостоятельно, не доверяя, например, всевозможным некоммерческим организациям, вовлеченным в процесс тарифообразования.

Причина, возможно, в том, что некоторые некоммерческие организации, пытающиеся маскироваться под общественные, на самом деле призваны не только контролировать процесс тарифообразования, но и повышать степень открытости в данной сфере. Но открытость, очевидно, не растет, зато растут издержки, которые включаются в конечную стоимость тарифа. Эксперты неоднократно пытались связать эти издержки, в том числе, и со структурами Малоземова.

Стоит отметить, что общественный контроль в сфере тарифообразования является важным элементом обеспечения прозрачности данной сферы. Однако государство должно осуществлять надзор за деятельностью частных организаций и устанавливать рамки их полномочий, если речь идет о таких социально и экономически важных отраслях, как электроэнергетика.