Таблетки при этом не требуются. Зато понадобились: 1) время - серьезные результаты лечения стали заметны на тонометре спустя полгода; 2) усилия - в прямом смысле слова, потому что спорт, занятия на тренажерах пару раз в неделю обязательны; 3) терпение, потому что коррекция глубоких мышц шеи - довольно чувствительная процедура, привыкнуть к которой трудно.
А еще пришлось отказаться от части привычной еды, начать гулять по вечерам. В общем, поменять образ жизни. А чего я хотел? Как раз того самого.
- Положение угрожающее, сосуды у вас, как у 72-летнего, - спокойно констатировал доктор Шишонин, померив мне давление и поглядев на результаты УЗИ шеи. - Но вылечить можно. Только нужно много работать.
Это было полтора года назад. За плечами я имел уже некий опыт посещения поликлиники и приема медикаментов. Который привел меня к мысли, что пилюль от лишнего веса, сидячей работы и психологических перегрузок мне никто не предложит. И надо сначала стать молодым высоким стройный брюнетом с голубыми глазами, а уж потом, если давление не опустится, искать другие средства лечения.
Знакомые отправили меня в клинику доктора Шишонина.
Так вот: много работать, по доктору Шишонину, - это, например, с давлением 160х120 пойти в спортивный зал и заниматься, пусть и с малыми весами, и под наблюдением инструкторов, но все же часа полтора.
- Александр Юрьевич, как же с таким давлением - и на тренажер? - спрашивал я.
- А вы думаете, на диване гипертония скорее пройдет? - отвечал доктор вопросом на вопрос.
Пришлось последовать в зал. Не могу сказать, что чувствовал себя хорошо, выполняя всякие "шраги" с гантелями, "ваньку-встаньку" и "ротацию плеча". Однако рядом занималась группа граждан старше 90 лет. Едва передвигаясь от тренажера к тренажеру под надзором реабилитолога, они тем не менее выполняли примерно тот же комплекс, что и я. Только с гораздо большим оптимизмом.
И, глядя на них, я заставил себя вверить свое здоровье врачу и перестать оценивать его профессиональные действия с позиции своего непрофессионального опыта.
- В нашем организме заложен биологический атавизм - во время опасности (а стресс воспринимается телом как опасность) зверь непроизвольно поджимает, сокращает шею. Потому что напавший хищник стремится перервать глотку, это простейший способ убить, перекусив артерии. Сильный стресс - это резкий спазм шейной мускулатуры. А если еще до этого был много лет остеохондроз, начинаются проблемы - спазм вызывает нарушение кровоснабжения связок, которые держат позвонки, и они остаются практически без питания. А когда спазм через неделю потихоньку отпускает, нагрузка переходит со спазмированных мышц на деградировавшие связки, которые уже не могут, как прежде, удерживать позвонки, и возникает нестабильность позвонков. Лег спать - шея провисла, и, если позвонок нестабильный, происходит сдавливание артерии, и потому - скачок давления.
"Мало кислорода, повысить подачу!" - Александр Шишонин, кандидат медицинских наук.
Механизм тут простой: нарушается поступление крови в ствол мозга, ромбовидная ямка (это такой датчик кислорода, сидящий прямо на артерии) дает команду: "Мало кислорода, повысить подачу!" И сердце учащает ритм, повышая производительность и давление, чтобы протолкнуть кровь через зажатость и увеличить приток кислорода.
Вот пример. Пришла ко мне Лидия Алексеевна Махонова - уникальный пациент, попала ко мне в 86 лет. Она врач, основала в нашей стране детскую онкогематологию. Она учитель моего учителя академика Румянцева. И вот в 86 лет села в инвалидное кресло, потому что руки не работают, ноги не работают, давление под 200, мерцательная аритмия, пятнадцать прописанных препаратов.
По всем институтам все консилиумы собрались - ничего сделать не могут. В общем, попала ко мне. Привезли на коляске. Заниматься в зале на тренажерах не могла, конечно. Но нам повезло - спинной мозг не до конца отключился, из-за смещения позвонков просто маленький кровоток был. После десяти сеансов коррекции руки-ноги начали работать, и она стала заниматься на тренажерах. Сейчас ей 90 лет, ходит сама, мерцательная аритмия прошла, давление в норме, препаратов не принимает...
Организм устроен так, что может сам решать свои проблемы, это самовосстанавливающаяся система. Наша задача - только наладить кровоток в ствол мозга, чтобы восстановить регуляцию и создать правильный режим движения.
Сейчас мы с коллегами лечим многие сотни пациентов в год, и гипертония у них проходит. Потому что те пять процентов гипертоников, у которых гипертония возникает от других причин - опухоли, сбой гормонального баланса, проблемы со щитовидкой и так далее, до нас просто не добираются.
После тренажерного зала последовала короткая, но довольно острая с непривычки процедура коррекции глубоких мышц шеи. Изрядные выпуклости на моих плечах, выглядевшие, как мне казалось, весьма мужественно, вызвали у доктора Шишонина профессиональный ужас. Он разминал мои мышцы пальцами, твердыми, как бронзовый подсвечник.
Больно - это слабо сказано, глаза вылезали из орбит.
"Просто руками!" - Александр Шишонин, кандидат медицинских наук.
- Что же мешает доставке кислорода к мозгу? Ответ прост: шейный остеохондроз - сдвиг шейных позвонков и мышечные спазмы, пережимающие позвоночные артерии в позвоночном канале, которые питают гипоталамус, мозжечок и структуры, отвечающие за автоматику сердечной деятельности. Ликвидируйте мышечные спазмы, выстройте позвонки, как надо, открыв кровоток, и мозг, получив достаточное кровоснабжение, перестанет давать команды, изыскивая разные способы повысить давление. Гипертония исчезнет. 95 процентов всей "гипертонической болезни" излечивается без лекарств именно так. Просто руками!
Бывает, приходят ко мне гипертоники - тучные, отечные тетеньки. Разблокируешь такой шею, на следующий раз заявляет: "Ой, я стала так часто в туалет бегать! И вес быстро теряю!" Организм начал выводить лишнюю воду, которая больше не нужна для повышения давления в гидросистеме.
Давление стало ниже после первого же дня занятий.
Две недели я ходил в зал и на коррекцию ежедневно. Потом - два раза в неделю. Давление стало скакать вверх-вниз.
- Поднимается! - рапортовал я.
- Начинайте каждый день делать мою гимнастику, - отвечал доктор Шишонин.
Это сейчас упражнения для шеи стали естественной частью моей жизни. А тогда трудно было привыкнуть остановиться на 21 минуту, сесть и упражняться, глядя на экран смартфона. Гимнастика доступна в Сети (надо набрать "гимнастика для шеи доктора Шишонина") и абсолютно бесплатна. Когда давление очень высокое, сбрасывает его, бывает, сразу на 10 делений. А когда просто высокое, надо делать гимнастику регулярно, чтобы был эффект.
"Растащили по Сети." - Александр Шишонин, кандидат медицинских наук.
- В интернете в свободном доступе лежит шейная гимнастика Шишонина. Ее растащили уже по всей Сети, и на некоторых сайтах число просмотров достигает 10 миллионов. А это значит, что она реально помогает миллионам людей. Многие гипертоники решают свои проблемы только с ее помощью.
- Поднимается, - вновь докладывал доктору я.
- Гуляйте вечером не меньше сорока минут, - рекомендовал он.
- Да я утром прохожу по 7 километров!
- Утром 7 километров - это не то. Надо сорок минут вечером.
"Прогулка вместо таблетки." - Александр Шишонин, кандидат медицинских наук
- Единственное, что угрожает человеку, который таблеток не пьет, - кризы, когда давление слишком сильно подскакивает, скажем, до 240 на 140. Но сбить такое высокое давление можно, разово приняв таблетку или даже вовсе без лекарства. Можно просто отправиться на получасовую прогулку. Давление упадет.
Можно принять 60-100 капель валокордина, валерьянки или пустырника на спирту. Главное - успокоить мозг. Потому что криз сопровождается паникой, а эта паника как раз не дает сбросить давление. Чтобы победить криз, нужно взять себя в руки, а для этого понять, что от криза вы не умрете вот сию секунду. Вам плохо, страшно, но вы живы и потому можете действовать. Опытные люди, которых я научил, не паникуют, они чувствуют, что давление начало расти, и сразу предпринимают какие-то действия. Выпил валокордина или пошел на улицу, полчаса погулял, руками покрутил, насытил мозг кислородом - избежал криза. Когда один раз победишь криз без скорой и без таблеток, перестаешь его бояться.
Это мозг сначала заставляет сердце работать сильнее, гипертрофируя миокард. Это он на второй стадии зажимает капилляры, повышая таким образом давление в системе и жертвуя периферией, которая снабжается по капиллярам, - зрением, потенцией... Это он на третьем этапе начинает задерживать жидкость в организме, не давая ей уходить через почки. Это он перевозбуждает нейроны сердечной мышцы. А все потому, что ему хронически не хватает кислорода.
Я продолжал наматывать километры за километрами, а стройным брюнетом не становился.
- Поднимается, - продолжал я мониторить давление уже который месяц подряд.
- Выслал вам систему питания, переходите на нее, - получил я ответ.
Сказать, что система питания потрясла меня, - не сказать ничего. Гонимые диетологами сосиски, сардельки, сало, сметана попали в список разрешенных. Зато "полезные каши и фрукты" предложено было забыть.
И что любопытно, через месяца два сидения на этой диете брюки стали слегка великоваты, а футболки в плечах - слегка маловаты. Занятия на тренажерах дали свои плоды - выросли мышцы.
Показания тонометра при этом хоть и медленно снижались, все еще были далеки от идеала.
- Поднимается, - докладывал я.
- Перестаньте его мерить, - отвечал врач.
"Начинай есть жирное!" - Александр Шишонин, кандидат медицинских наук.
- Когда человека сажают на обезжиренную диету, его начинает неудержимо тянуть на сладкое, на углеводы - энергию-то надо откуда-то брать! А это не только дополнительная нагрузка на поджелудочную и преддверие диабета, но и опять удар по печени, которая начинает тратиться еще на то, чтобы складировать в себе лишние углеводы (глюкозу) в виде гликогена.
Причем сами врачи вгоняют человека в гроб своими советами, заставляя есть углеводы: "У тебя атеросклероз, ты жирное не кушай, овсяночку давай по утрам, кашки..."
У нас в клинике принцип совершенно другой. У тебя атеросклероз? Начинай есть жирное! Самые хорошие жиры - животные и молочные. Растительные тоже неплохие. Углеводы убираем полностью - никаких сахаров, пирожных, меда, каш, хлебов, фруктов и сухофруктов. Только здоровая пища - жиры, белки, клетчатка. И это работает!
Запомните, в борьбе с атеросклерозом три столпа: движение, правильное жирное питание и последний, мой любимый пункт - центральная нейрорегуляция, то есть борьба с шейным остеохондрозом.
Победа пришла буднично. Просто постепенно, даже очень постепенно нормальное давление стало обычным делом. А повышенное - сравнительно редким явлением. Точнее, кусок торта, съеденный на дне рождения у приятеля, пара-тройка часов "тупки" перед телевизором на диване вечером, пропуск прогулки и другие подобные "упражнения" дают подъем артериального давления. Так же, впрочем, как слишком напряженные пробежки по стадиону, лыжные соревнования по забеганию в гору и другие безумства.
Легкий спорт, дисциплинированная еда, гимнастика для шеи и периодические походы на коррекцию глубоких мышц шеи дают нормальное давление. Чтобы получить такой результат, потребовалось более полутора лет.
За это время доктор Шишонин попутно вылечил мне спортивный надрыв связки на ноге и устранил боли в правом боку, причину которых не смогли определить даже на онкоскрининге в серьезном медицинском учреждении. Но это уже другая история.