От обычной общеобразовательной школы эти центры почти не отличаются и работают, как все остальные, в едином информационно-образовательном пространстве Московской электронной школы. Но в каждом из них еще разработаны образовательные программы и учебные планы для детей с инвалидностью. Корреспонденты "РГ" побывали в школе-интернате N 1 для обучения и реабилитации слепых на Алексеевской, где все науки дети осваивают на Брайле. Сейчас в ней учатся 287 детей.
В отличие от обычной школы ребята отсюда выпускаются не после 11-го, а после 12-го класса - первый год у них уходит на освоение Брайля. В остальном все то же самое - уроки по 45 минут, лучшая оценка - "пятерка", выпускники сдают ЕГЭ, лабораторные по физике и химии им по силам, но есть секрет. "Нам присылают задания, и мы переводим их на шрифт Брайля. Переводим и задания Всероссийской олимпиады школьников, в которой наши ребята с 7-го класса участвуют уже третий год. В прошлом году Даниил Гаранин вышел на федеральный уровень олимпиады и стал первым в стране незрячим студентом МГУ имени Ломоносова. Он поступил на химический факультет", - с гордостью рассказывает "РГ" директор школы Иван Вишнивецкий. В этом году уже 11 школьников вышли на региональный уровень, и это хороший результат даже для обычной школы. Но есть еще сложности, например, в решении задач по истории и географии. "Задания привозят в 7.00 утра, как и во все школы, а в 10.00 мы их раздаем детям. Попадаются задания с картинками - нарисованы фрагменты трех храмов и их нужно угадать. Если бы задания приходили раньше, мы придумали бы, как донести до ребят информацию, а пока они вынуждены терять баллы", - добавляет он. Несмотря на это, результаты школьников поражают - 80% выпускников поступают в вузы, остальные 20% идут в музыкальные училища либо в 6-й медицинский колледж, который готовит массажистов.
Большую роль играет не только качественное обучение, но и абилитация, ей отведено время после уроков. На первом плане коррекционные занятия с дефектологами, логопедами и курс социально-бытовой ориентировки. "Еще в младших классах ученики учатся ходить по школе, затем выходят и за ее пределы - учатся пользоваться общественным транспортом с тьюторами. К концу первого класса все дети ходят по школе самостоятельно, а к 9-му, если ученик сдает зачет по ориентировке, может с белой тростью добираться один до школы", - говорит учитель по ориентировке Юлия Лисина.
Занимаются ребята и в кружках дополнительного образования. На базе школы открылся филиал Детской школы искусств имени Е.Ф. Светланова, где музыку изучают сейчас 60 детей. Регулярно ездят в музеи, играют в КВН с другими школами. А инновационный центр "Сколково" предложил им делиться идеями и начинать работать над совместными проектами.
У 19-летнего Саши Епанешникова из 12 "А" идея уже есть. Он отлично разбирается в компьютере. "Незрячим доступен весь интернет. С помощью специальной программы синтеза речи все наши движения мышью и по клавиатуре озвучиваются, - рассказывает ученик и вслед за его пальцами из динамиков компьютера раздается: "пуск", "корзина", "мои документы". - Я легко нахожу информацию, могу переписываться в соцсетях, с помощью брайлевского принтера распечатываю тексты. Но программисты не всегда помнят о нас. Им важно, чтобы сайт выглядел красиво, а не доступно, например, в интернет-магазине сложно что-то купить, потому что знак регистрации расположен где-то в углу и его просто не найти. Дизайн многих сайтов нужно менять".
Прививают интерес в школе не только к компьютерам, но и к животному миру и растениям. В кабинете биологии для этого повсюду стоят чучела, макеты органов... У ребят есть возможность узнать, какого размера белка, ворона, енот и даже олень. Тут они знакомятся и с комнатными растениями, изучают структуру листьев. А электронная доска передает детям шум прибоя и читает лекции.
В школе дети могут оставаться ночевать все пять дней, и этой возможностью пользуются 110 детей, в основном ребята, которые далеко живут. Есть и классы для незрячих с сопутствующими нарушениями, к примеру ДЦП. Они учатся 9 лет по упрощенной программе. Им не приходится сдавать экзамены и вместо аттестата они получат свидетельство об образовании. На коррекционных занятиях они получают бытовые навыки - готовить, убирать квартиру, мыть посуду. А по просьбам родителей уже третий год работает группа трудовой реабилитации - после девятого класса дети остаются в школе и занимаются резьбой по дереву, выпиливают предметы декора, разделочные доски, таким образом, они даже немного зарабатывают, получая заказы от близких.
Реабилитационно-образовательные учреждения Москвы:
• Троицкий центр "Солнышко" для детей с ограниченными возможностями здоровья.
г. Троицк, ул. Пушковых, 5.
Тел.: 8 (495) 592-46-26
• Реабилитационно-образовательный центр N 76 для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Кронштадтский бул., 20А, корп. 1.
Тел.: 8(495) 450-17-66
• Реабилитационно-образовательный центр N 105 для детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью.
Саратовская ул., 21.
Тел.: 8(499) 179-39-94
• Комплексный реабилитационно-образовательный центр для детей с нарушениями опорно-двигательной системы, ДЦП, психоневрологией.
Ул. Федосьино, 20.
Тел.: 8(499) 737-99-62
• Реабилитационная школа-интернат N 32 для детей с заболеваниями крови, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата.
Ул. Адмирала Лазарева, 53.
Тел.: 8(499) 793-27-36
• Центр реабилитации и образования N 7 для детей с заболеваниями внутренних органов и систем вне обострений, опорно-двигательного аппарата, органов чувств.
Истринский район, пос. Гидроузла им. Куйбышева, стр. 35.
Тел.: 8(495) 994-41-36
• Центр реабилитации и образования N 4 для детей с нарушениями кардиологической и эндокринной систем, опорно-двигательного аппарата.
Пос. Быково, ул. Вялковская, 19, 21, ул. Школьная, 25.
Тел.: 8(495) 558-43-57
• Школа-интернат N 1 для обучения и реабилитации слепых.
3-я Мытищинская, 5.
Тел.: 8(495) 687-55-01