28.02.2019 06:30
    Поделиться

    Во Владивостоке издадут дальневосточную литературную антологию

    Во Владивостоке замахнулись на создание дальневосточной литературной антологии в 15 томах. В нее войдут лучшие образцы прозы и поэзии ДФО, а также фольклор коренных народов округа. Это первый подобный опыт в России. О нем рассказал автор идеи, директор приморского издательства "Рубеж" Александр Колесов.

    Как возник столь масштабный проект?

    Александр Колесов: Мне посчастливилось жить в эпоху, когда отношение к литературе было иное. В Хабаровске, Магадане, Южно-Сахалинске и Владивостоке были свои издательства. Выходили замечательные книги как отдельных авторов, так и целые серии - например, "Молодая проза Дальнего Востока", "Дальневосточный исторический роман" и многие другие. В 1990-е все стало рушиться: закрывались издательства и библиотеки, прекратились публикации местных писателей и поэтов.

    Желание исправить ситуацию подвигло меня и моего товарища, литературного критика Александра Лобычева взяться за антологию. В 2016 году мы подготовили первый том, посвященный литературе Приморья, Александр написал к нему блестящее предисловие. Поскольку это просветительский, а не коммерческий проект, деньги на него собирали всем миром. Нам удалось выпустить первый тираж. Практически все книги раздарили библиотекам и школам, разослали потенциальным партнерам.

    К сожалению, в прошлом году Александр Лобычев после тяжелой болезни безвременно скончался. Но рабочая группа и редакционный совет, куда входят представители литературного цеха, филологи, работники библиотек и чиновники, полны решимости издать все 15 томов в ближайшие два года. Наш партнер - Дальневосточное отделение Фонда "Русский мир" и его директор Александр Зубрицкий.

    Каждый том будет посвящен литературе конкретного края или области?

    Александр Колесов: Первые 11 томов - это лучшая проза регионов ДФО, двенадцатый посвящен поэзии. Отдельными книгами издадим фольклор коренных народов Дальнего Востока и эмигрантскую литературу, которая сформировалась в первой половине ХХ века в полосе отчуждения Китайско-Восточной железной дороги. В каждом томе будут литературоведческие статьи, биографические сведения об авторах, их портреты.

    Например, в книге приморской прозы около 900 страниц. В нее вошли написанные за последние 100 с лишним лет романы, повести и рассказы 35 авторов. Среди них Владимир Арсеньев, Иван Басаргин, Станислав Балабин, Юрий Вознюк, Лев Князев, Борис Можаев, Арсений Несмелов, Александр Плетнев, Александр Фадеев, Олег Щербановский. Готовы к печати тома, посвященные прозе Хабаровского края, Сахалинской, Амурской и Магаданской областей. Первым из них выйдет, скорее всего, колымский.

    Не затмит ли тема лагерей все остальные в магаданской книге?

    Александр Колесов: Колыма - романтическое и одновременно трагическое место. В Магадане на несколько лет раньше, чем в Москве, появились публикации о ГУЛАГе. Некоторые незаслуженно забыты. Из огромного массива мемуаров мы постарались отобрать самые художественные.

    Первыми писателями Дальнего Востока были морские офицеры, военные разведчики и географы, дипломаты и ученые

    К счастью, много замечательных авторов писали об освоении Севера, о жизни аборигенов, об открытиях геологов, и мы хотим, чтобы современники читали книги Олега Куваева, Альберта Мифтахутдинова, Юрия Рытхэу. Колымская проза - одна из самых ярких в ДФО.

    А кто стоял у истоков русской северо-восточной этнографической прозы? Можно вспомнить ссыльного полякя Вацлава Серошевского, оказавшегося в конце ХIХ века на Чукотке. Герои его рассказа "Чукчи" из книги "На краю лесов" вынуждены были изучать язык, быт и нравы коренных жителей, чтобы выжить. Строя повествование по канонам европейской литературы, автор не увлекается приемами приключенческого жанра, как Жюль Верн, Майн Рид, а дает реальные картины жизни местных жителей.

    Как отнеслись к проекту региональные власти?

    Александр Колесов: Практически везде проект одобрили и пообещали финансовую поддержку, но во многих субъектах недавно сменились главы. Приходится начинать переговоры заново. Мы готовы предоставить регионам по 200 экземпляров антологии для школьных, вузовских и муниципальных библиотек.

    Что нужно сделать, чтобы изданные книги не пылились потом на полках?

    Александр Колесов: У дальневосточников нет чувства места, чувства малой родины. Люди не знают, но искренне хотят узнать историю региона. А она замечательная!

    Именно хорошие книги воспитывают в человеке патриотизм, о котором сегодня так много спорят. Я убежден, что надо вернуть курс региональной литературы в школы и вузы. Это наше достояние. Без всяких натяжек.

    Ключевой вопрос

    В чем специфика дальневосточной литературы?

    Александр Колесов: В ней отразились географические, исторические, природные, национальные и культурные особенности огромной территории. А первыми писателями Дальнего Востока были морские офицеры, военные разведчики и географы, дипломаты и ученые. Они описывали реальную жизнь в тайге, на побережье, в становищах гольдов и орочей, в деревнях русских переселенцев, в китайских фанзах и корейских селах. Из их отчетов, путевых дневников и мемуаров и зарождалась наша литература. Например, Николай Пржевальский более двух лет провел в Уссурийском крае. Он изучал птиц на озере Ханка, исследовал местную флору и фауну, составлял топографические карты и даже успел повоевать в Маньчжурии с хунхузами. Его "Путешествие в Уссурийском крае" - краеугольный камень литературной истории Приморья.

    Своя специфика у литературы советского периода. Сегодня из культурного контекста выключен большой пласт произведений, в свое время громко прозвучавших на всю страну и не утративших художественной ценности.

    В каждом регионе есть крепкие, самобытные авторы, достойные быть включенными в антологию литературы Дальнего Востока. Когда проект будет завершен, мы увидим в новом свете многих писателей.

    Прямая речь

    Из интервью Александра Лобычева:

    - Наконец дошло дело до антологии дальневосточной литературы, где будет собрана лучшая проза и поэзия. Получается картина, не лишенная выразительности и своеобразия. В ряд наших классиков, таких как Арсеньев и Фадеев, становятся писатели русской эмиграции, на рубеже веков извлеченные из тьмы забвения. Я имею в виду прежде всего Арсения Несмелова, Михаила Щербакова, Альфреда Хейдока, Бориса Юльского, Николая Байкова.

    Есть некоторый провал в середине ХХ века, но начиная с 1960-х появляются имена и произведения, способные увлечь современного читателя, выразить дальневосточный дух. Будут в антологии и довольно неожиданные писатели, не очень известные даже знатокам.

    Поделиться