Мост через Пур региону настолько необходим, что власти Ямала, даже если закон не примут, готовы потраченные средства инвестору постепенно возвращать из местного бюджета . Мост для региона жизненно важен потому, что в ближайшей перспективе в северо-восточной части Ямала (которая как раз и отделена рекой Пур) будут осваиваться новые месторождения. На "отрезанной" территории сейчас разрабатывается около 20 месторождений, среди которых богатейшие - Заполярное, Береговое, Русское.
Сегодня проезд через реку возможен только по зимнику, когда Пур прочно скован льдом, летом - по понтонной переправе, а в межсезонье перебраться с берега на берег можно только на "воздушной подушке", - специальных катерах, которые запускают в период ледостава. Но "подушки" перевозят только пассажиров. Между тем основная часть трафика через Пур, почти 75 процентов, приходится на грузовой транспорт. Весной и осенью 35 тысяч человек и техника оказываются в изоляции.
На новый мост не потратят из бюджета ни копейки (если закон примут окончательно). И что важно, машины частников, "скорой", полиции, автобусы и т.д. смогут проезжать бесплатно. Платным мост будет только для грузовиков.
Не так давно инвестор, "Региональная инфраструктурная компания" и банк-кредитор подписали соглашение о выделении шести миллиардов рублей на строительство моста. Предполагается, что затраты, около 9 миллиардов рублей, инвестор сможет "отбить" в течение 7-8 лет.
Проблема строительства платных дорог, там, где им нет бесплатной альтернативы, становится на Крайнем Севере все более актуальной еще и из-за стремительного потепления климата. Сроки установки ледовых зимних переправ на реках год от года сдвигаются. Все чаще большегрузы уходят под неокрепший лед. И все чаще целые поселки оказываются отрезанными от мира. Месяцами пустуют полки магазинов, невозможно завезти топливо. Так, крайне тревожная ситуация сложилась в поселке Приполярном Березовского района Югры. Там с октября и до середины декабря, пока не установилась зимняя переправа, в магазинах не было ни молока, ни хлеба. В дело была вынуждена вмешаться прокуратура. Обеспечение всем необходимым отрезанных от мира поселков вертолетом крайне дорого. И ложится в конечном итоге на самих жителей.
Между тем, как отмечают эксперты, надеяться, что бизнес готов будет вкладывать деньги в платные дороги там, где только можно, пытаясь извлечь выгоду, крайне наивно.
- Бизнес умеет считать деньги, - отмечает Михаил Петров, заместитель директора Института экономики УрО РАН. - Это дело крайне рискованное. Платные дороги выгодно возводить там, где уже есть якорные объекты. Как, например, в случае с мостом через реку Пур, который откроет путь к объектам добычи углеводородов.
На Ямале вбили первую сваю в основание моста через реку Пур. И если все пойдет, как задумано, через два года регион, наконец, избавится от больной застарелой транспортной проблемы. И большой капитальный мост соединит, наконец, поселки.