28.02.2019 08:13
    Инвестиции
    Поделиться

    Инвестпроекты уральских предприятий станут крупнейшими в ЕВРАЗе

    Благоприятная ситуация на рынке и успешная работа уральских предприятий ЕВРАЗа в прошлом году позволили компании в 2019-м запустить и запланировать в регионе целый ряд серьезных и ресурсоемких инвестпроектов. Каким металлурги видят будущее своих заводов, рассказал вице-президент ЕВРАЗа, руководитель дивизиона "Урал" Денис Новоженов.

    Денис Анатольевич, в начале 2018-го, когда вы возглавили дивизион "Урал", на Нижнетагильском металлургическом комбинате (ЕВРАЗ НТМК) вводилась в эксплуатацию новая доменная печь № 7 - это был самый масштабный инвестпроект в регионе. Как она работает сейчас?

    Денис Новоженов: Это действительно отличный проект: мы получили современнейшее производство, печь довольно быстро вышла на проектные показатели и даже перекрыла их. К тому же здесь уникальная система управления: она сама предлагает операторам лучшее, по ее мнению, решение, а люди могут ее советами руководствоваться. Причем система сама "обучается": если собственные решения операторов приводят к лучшим результатам, она берет их на вооружение. Экологический вопрос тоже важен: улавливание вредных выбросов на седьмой печи в 2,5 раза выше, чем у старых домен. Я таких печей еще не видел, хотя повидал их за годы работы в металлургии немало. Это уникальный агрегат: в доменном цехе сейчас чисто.

    Проект обошелся в 170 миллионов долларов. Как скоро он окупится?

    Денис Новоженов: Он окупился еще на этапе принятия решения о строительстве новой печи. Был вариант работать на одной домне и закрывать вторую на ремонт первого разряда либо строить новый агрегат и сразу переходить на него. В первом случае мы бы потеряли половину объема продукции по всей цепочке. Мы посчитали, что второй вариант - как говорят металлурги, "с пня на пень", то есть без простоя перейти на другой агрегат  - окупится быстрее. Сейчас мы вновь пошли по тому же пути, начав реконструкцию 6-й печи.

    Там тоже будет новый агрегат?

    Денис Новоженов: Домна останется на прежнем фундаменте, но состав оборудования будет таким же, как на домне № 7. Проектант и производители те же, как и поставщик системы управления. Однако здесь будут применены уже более прогрессивные технологические решения, так что, думаю, эта печь окажется еще лучше. Кстати, за домну № 7 Павел Колпаков, менеджер проекта, получил высшую награду компании - стелу ЕВРАЗа.

    Когда проект печи № 7 только стартовал, говорили, что это последняя новая домна в стране и чуть ли не в мире: мол, конъюнктура рынка такова, что больше чугуна не требуется, спрос ограничен. Что вообще происходит на мировом рынке черных металлов и насколько уверенно себя чувствует на нем ЕВРАЗ НТМК?

    Денис Новоженов: Насколько я знаю, и некоторые другие предприятия планируют строить новые домны. Они еще долго будут работать и выплавлять основной объем чугуна в мире. Что касается рынка, мировая экономика, как известно, циклична, и спрос на металлы тоже. Несмотря на общий пессимизм, для металлургов 2018 год оказался одним из лучших с точки зрения спроса и цен на нашу продукцию. Да и вообще за несколько последних лет производство стали в мире выросло с 1,5 миллиарда тонн почти до 1,8 миллиарда.

    ЕВРАЗу места на этом рынке хватит?

    Денис Новоженов: В целом мы занимаем на мировом рынке небольшую долю, однако по многим позициям, например по рельсам, ЕВРАЗ - компания номер один в мире. Но в основном мы нацелены на внутренний рынок, тем более что в России после былого спада вновь растет промышленное производство и, следовательно, потребление металла. При этом наша стратегия - переход от производства полуфабрикатов к повышению доли высокомаржинальных продуктов в портфеле. И даже если поставлять слябы, то это должен быть премиальный продукт, у которого совершенно другая добавленная стоимость, например, сталь уникальных марок.

    То есть НТМК намерен расширять линейку продукции?

    Денис Новоженов: Да, и для этого мы реализуем целый ряд инвестпроектов. Так, планируем продолжать реконструкцию рельсобалочного цеха, где в прошлом году запустили шаропрокатный стан и освоили производство шаров пятой группы твердости, которые ранее в России не производились. Сейчас мы займемся проектом реконструкции рельсобалочного стана и в результате дополнительно получим около 50 тысяч тонн шпунта, расширим сортамент балки. Затем предстоит построить новую, пятую, машину непрерывного литья заготовок (МНЛЗ), на которой будем делать абсолютно новый для нас продукт - литую трубную заготовку.

    Мы продолжаем развитие мощностей по производству железнодорожных колес. В прошлом году запустили пятую линию их полнопрофильной обработки, в планах еще два проекта, реализация которых позволит НТМК полностью удовлетворить спрос внутри страны на железнодорожные колеса.

    Отмечу: все эти проекты стали реальны после того, как мы разработали стратегию развития двух комбинатов ЕВРАЗа на Урале в связке. Наша команда начала с того, что попыталась понять, каким мы хотим видеть НТМК в будущем: сколько необходимо доменных печей, конвертеров и т.д., сколько нам понадобится руды и что нужно сделать на Качканарском ГОКе.

    На какой горизонт рассчитана стратегия?

    Денис Новоженов: Как можно дальше - насколько сможем дотянуться. Пока уже точно понятно, что нас ждет в ближайшие пять лет, а дальше появятся новые возможности. Это подход ЕВРАЗа: компания думает не только о сиюминутной эффективности и извлечении прибыли, но и о развитии, о том, какой она станет в будущем. И, когда ЕВРАЗ сформулировал такую стратегию для компании в целом, оценил количество и качество активов каждого из дивизионов и определил их сильные и слабые стороны, мы поняли, каковы точки роста, где конкретно нужно повышать эффективность.

    Стратегия - это взгляд в перспективу, позволяющий понимать, куда мы идем, какую эффективность хотим иметь и каким видеть свое предприятие

    Для НТМК мы создали стратегию довольно быстро: здесь было много наработок, перспективных идей. На сегодня мы немало вложили в доменное производство, дальше, возможно, будем думать над перспективой модернизации конвертерного цеха. Интересно, что в ходе детального обсуждения мы пришли к неожиданным решениям, например, о строительстве 5-й МНЛЗ. На очереди встает вопрос модернизации прокатного передела. Отсюда родились проекты нового рельсобалочного стана, колесобандажного цеха… Одним словом, стратегия - это взгляд в перспективу, позволяющий нам понимать, куда мы идем, какую эффективность хотим иметь и каким видеть свое предприятие. И не останавливаться на достигнутом.

    А каковы перспективы второго предприятия дивизиона "Урал" - Качканарского горно-обогатительного комбината (КГОК)?

    Денис Новоженов: Оба комбината неразрывно связаны. Мы понимаем, что сила двух этих предприятий именно в спайке. Поэтому и стратегии развития разработаны для обоих предприятий дивизиона. Изначально на КГОКе был единственный проект - Собственно-Качканарское месторождение (СКМ), будущее которого долго оставалось непонятным. Когда мы проанализировали все наши запасы (сегодня в четырех карьерах мы добываем 59 миллионов тонн руды в год) и через экономику, эффективность каждого карьера разобрали ситуацию, то пришли к выводу: СКМ нужно вводить в работу максимально быстро - после выбытия Южной залежи, которое не за горами, это позволит существенно улучшить экономику предприятия.

    К тому же мы полностью пересмотрели техпроцесс, заложили абсолютно новую технологию и организацию производства. В итоге это будет новый современный ГОК с лучшей операционной экономикой, компенсирующей природные показатели (содержание железа в руде здесь всего 15 процентов). Попутно мы рассмотрели перечень оборудования по всем переделам, от экскаваторов до дробилок, оценили его состояние, посчитали, какое более эффективно покупать.

    В результате, сформировав сначала стратегию, затем программы развития КГОКа и НТМК, мы полностью подготовились к защите бюджета, который оказался уникален. На НТМК затраты на ремонты и приобретение нового оборудования составят порядка 10 миллиардов рублей - на 3,8 миллиарда больше, чем в прошлом году. На программы развития КГОКа сумма увеличилась в 4,5 раза. Конечно, роль сыграл и хороший год: по его итогам компания может позволить себе такие расходы. И очень здорово, что наши проекты имеют некую синергию - их нужно осуществлять вместе. Они связаны, но у каждого есть собственная эффективность, добавляющая свою "каплю" в общую эффективность компании.

    То есть стратегии по обоим предприятиям ЕВРАЗ одобрил?

    Денис Новоженов: Да. Но отмечу: все наши инвестпроекты внутри компании выдерживают серьезную конкуренцию. Это крупнейшие проекты ЕВРАЗа в 2019 году.

    Для того чтобы их успешно осуществить, наверное, одних инвестиций мало: требуется еще поддержка коллектива, чтобы каждый на своем месте был активным участником общего процесса.

    Денис Новоженов: Конечно. Нужно, во-первых, освоить такие колоссальные средства в срок, во-вторых, сделать это эффективно. Рассчитываем, что решить задачи поможет Бизнес-система ЕВРАЗа - Трансформация (БСЕ-Т) - проект, который сейчас реализуется в компании. Эта система предполагает изменение подхода к работе, поиск улучшений и новых возможностей. Упрощенно говоря, она позволяет каждому человеку высказать свои идеи и предложения и знать, что его услышали.

    Для нас важно, чтобы люди не успокаивались, все время видели новые возможности для улучшений. Мы уверены, что активность сотрудников позволит нам постоянно самосовершенствоваться, повышать эффективность и оставаться в лидерах в металлургической отрасли в России и в мире.

    Мы постоянно стараемся сделать жизнь наших сотрудников лучше. Недавно я подписал соглашение о социально-экономическом сотрудничестве с администрацией Качканарского городского округа. ЕВРАЗ направит более 175 миллионов рублей на создание в городе новой лыжной базы, трасс, на проект дворца единоборств и другие социально важные городские объекты.

    Поделиться