Будет ли увеличено финансирование российского кино?
Вячеслав Тельнов: Вопрос об этом уже поставлен. Поддержка остается на том же уровне, как и в прошлом году, - три миллиарда. Но лет шесть назад курс доллара был 30 рублей, а в цифрах финансирование оставалось прежним - то есть фактически бюджет стал меньше примерно вполовину. Поэтому уже в марте состоится правительственный совет по развитию отечественной кинематографии, где об этом будут говорить более предметно.
Тем более что зрители наконец стали активно смотреть российское кино…
Павел Степанов: И это действительно важно: люди наконец признали, что наше кино может быть интересным, ждут новых картин! Мы это видим по тому, как активно развивается система предзаказов, когда билеты покупаются заранее, - раньше такого не было. Более того, на некоторые фильмы люди ходят по несколько раз!
Какие наиболее интересные премьеры сейчас на подходе?
Павел Степанов: Для меня каждый выходящий российский фильм важен - и "Движение вверх", и "Собибор". Да, сборы могут отличаться в разы, но это не отменяет значимости каждой работы. И таких фильмов в 2019 году, мне кажется, будет немало: "Т-34", "Тобол", комедии "Семь ужинов", "Громкая связь"…
Вячеслав Тельнов: Сейчас проходят конкурсы компаний-лидеров. Было заседание сценарной группы, где рассмотрены их проекты. Конкурс еще не закончен, но мне кажется, через два года мы получим весьма зрелищные картины. Сейчас доля российского кино достигла 56,6% по сборам и 58,4% по посещаемости зрителей - это один из рекордов. Но этот уровень надо держать: впереди весна, лето, осень. Недавно вышла историческая драма "Тобол". Фильм очень хорошо поддержан в регионе, посмотрим, как он проявит себя в прокате. А впереди комедия Резо Гигинеишвили "Трезвый водитель", "Миллиард" Романа Прыгунова с Владимиром Машковым в главной роли, блокбастер Павла Лунгина "Братство" - афганская тема, к которой давно не возвращались, "Балканский рубеж", "Тайна печати дракона", "Вратарь Галактики". И хороший набор анимационных фильмов: "Гурвинек. Волшебная игра", "Большое путешествие", продолжение мультфильмов "Урфин Джюс", "Фиксики", "Иван-Царевич". И, конечно, "Союз Спасения" Андрея Кравчука и "Притяжение-2" Федора Бондарчука - они появятся уже к Новому году.
Не было ли у вас идеи пригласить из-за рубежа так называемого питч-доктора, который бы поучил наши киностудии, как правильно представлять свои будущие фильмы?
Ольга Любимова: Мы что, должны специально оплатить приезд некоего питч-доктора, который научит, как говорить правильные слова, чтобы получить на проект деньги? Я бы лучше посоветовала продюсерам и студиям серьезнее заняться своей профессией. Побеждает сильнейший, это и есть конкурс. Это как Скала Совета, к которой каждый приводит своего Маугли и защищает его. Плохо защитишь - Маугли не выживет.
Павел Степанов: Учтите: питчинг происходит после экспертного совета. Иными словами, есть система двойного отбора. Люди, представляющие свой проект, понимают, что эксперты уже прочитали сценарий, ознакомились с материалами, и питчинг - это, по сути дела, подведение черты. Он только часть огромной работы, которую Фонд кино и министерство культуры ведут с кинокомпаниями, пусть и самая яркая, кульминационная.
Вопрос о квотировании зарубежного кино снят окончательно?
Павел Степанов: Конечно, мы будем разрабатывать меры для продвижения российского кино и действовать согласованно с представителями индустрии. Но квотирование не самоцель. Главное - чтобы кино развивалось. Сейчас наше кино вызывает интерес у зрителей и вопрос квотирования остро не стоит.
После встречи министра культуры с представителями компаний - лидеров кинопроизводства заговорили о том, что будет меняться система продвижения российского кино за рубежом. Но, по словам министра, продажи увеличились в 10 раз - какие еще нужны перемены?
Павел Степанов: Мы это обсуждали с компаниями-лидерами - как можно повысить его эффективность. Были высказаны замечания и пожелания, но озвучивать их пока не стану, поскольку мы ждем предложений от компаний, какой они видят дистрибуцию наших фильмов за рубежом. Получим, обобщим - и тогда примем решение. Главные мировые кинорынки - это Берлин, Канны, Торонто, телерынки, и нужно понять, как более качественно продвигать на них российское кино. Этим занимаются и "Роскино", и сами кинокомпании, и Фонд кино, и дистрибьюторы, которые ведут определенные проекты. У"Роскино" сильные позиции на фестивалях, есть свои наработки. На рынках всегда есть общий стенд, где представлен ряд кинопроизводителей, есть свои стенды у кинокомпаний. Министерство культуры не видит оснований ограничивать эту деятельность - наоборот, надо ей способствовать, поддерживать ее, где можем. А уж дело производителей и дистрибьюторов думать, как лучше продвигать свои картины.
Вопрос из Самары от информационного агентства "Волга-ньюс": каковы тематические приоритеты в нашем кино? Министерство поддерживает конвейер фильмов, например про войну и про спорт. Нет ли опасности, что их количество растет в ущерб качеству?
Павел Степанов: Мы не видим такой опасности. Количество и качество - в данном случае для нас синонимы.
Коллеги из газеты "Белгородские известия" пишут, что там невозможно было увидеть такие картины, как "Кислота" или "Человек, который удивил всех". Многие фильмы действительно идут в крупных городах, но большинству потенциальных зрителей недоступны - как быть с этим?
Вячеслав Тельнов: Есть программа по переоборудованию кинозалов, которая с 2015 года осуществляется Фондом кино и Министерством культуры. Изначально она задумывалась как социальная, то есть впервые за 30 лет государство обратилось к проблеме кинофикации страны, включая самые отдаленные ее районы. Но уже сейчас она вышла за эти рамки - оснащенные современным кинооборудованием кинозалы должны вливаться в общую индустрию кинопроката, показывая при этом 50 процентов российского кино. Система уже заработала и по количеству зрителей, и по количеству сеансов. В ближайшие шесть лет мы откроем еще 1200 залов. Сейчас поддерживаем кинозалы в населенных пунктах с численностью населения до 500 тысяч человек, а со следующего года будем поддерживать и в городах до миллиона. То есть - охвачены практически все регионы страны, и этот процесс будет развиваться. В течение года займемся развитием дистрибуции для этих кинозалов. Многие люди в стране вообще годами не видели новое российское кино и не знают, что оно собой представляет. Нам удалось сделать так, чтобы узнали. Есть проблемы с доставкой фильмокопий в небольшие труднодоступные населенные пункты - доставка контента выходит гораздо дороже, чем в итоге кинотеатр собирает на показе фильма. Фонд кино оказывает таким кинотеатрам поддержку. Рассматриваем новые возможности доставки, например, через систему спутниковой связи.
С развитием интернета зрительская аудитория перераспределяется - многие уходят на онлайн-платформы, и продюсеров это беспокоит. Как вы урегулируете этот вопрос?
Ольга Любимова: А мы не против, чтобы люди параллельно смотрели кино на онлайн-платформах. Вопрос, как это учитывать. Как узнать, что и сколько смотрят? Это можно измерить деньгами? Департамент кинематографии поддерживает арт-мейнстрим и артхаус, которые действительно потом выкладываются на онлайн-платформах. Мы радуемся успехам продюсеров таких фильмов, как "Довлатов". Радуемся, когда их на 7 миллионов рублей прокатали, на 30 - это абсолютная победа! Но при этом нам важно знать: эти картины просто так висят в интернете, для красоты? Или на них огромный спрос? Какая у них аудитория, какого возраста? Нужен механизм для аналитики.
Вячеслав Тельнов: Лидеры кинопроизводства предложили показы на интернет-платформах использовать в дальнейшем для классификации тех же компаний-мейджоров. Их волнует прозрачность онлайн-кинотеатров. Заработанные деньги такие кинотеатры точно не покажут, а сколько посещений - узнать можно. Так что, насколько я понимаю, и минкультуры будет заниматься этим вопросом, и, если нужно, - Фонд кино.
Вячеслав Николаевич, до того как возглавить Фонд кино, вы работали в Госфильмофонде. Как будет проводиться оцифровка старого архива?
Вячеслав Тельнов: Я в этом принимал непосредственное участие, и огромное спасибо министерству культуры, что откликнулось на проект Госфильмофонда. Поставлена задача оцифровать архив за четыре-пять лет, и выделены приличные деньги - 3,6 миллиарда рублей. Будет закуплено оборудование. Сейчас мощности Госфильмофонда хватает на оцифровку восьми картин в год. А их в архиве, вы знаете, огромное количество. Это важнейший национальный проект, на пути которого много трудностей. Это и обучение специалистов, и удаленность Госфильмофонда от Москвы - надо понимать, как люди будут туда приезжать. Проблем много, но главная решена - это вопрос финансирования.
На церемонии вручения "Золотого орла" режиссер Сергей Мирошниченко сказал, что в самом тяжелом состоянии находится кино документальное.
Ольга Любимова: Это наша боль. Есть специфика игрового и неигрового кино. Когда Гильдия или Ассоциация неигрового кино интересуются нашим планом развития индустрии, в ответ можно высказать недоумение: такой план должен быть прежде всего у них. Это они должны "трясти" министерство, предлагать миллионы идей. В неигровом кино есть свои мейджоры, лидеры, люди, прокатывающие свои картины. Когда на "Золотом орле" вышли победители, снявшие замечательный фильм "Медведи Камчатки", первое, что сказал продюсер Мирошниченко: это не одной сменой снималось. У них был огромный бюджет. Они фанаты своего дела: искали средства, заработали в прокате. Министерство поддерживает порядка двухсот неигровых фильмов в год. Стоит еще и вопрос - где показывать. Нет больше неигрового кино на телевидении! Еще несколько лет назад я говорила производителям: ваша проблема не в том, сколько вам дадут государственных денег, а в том, что показывать фильмы будет негде. Линейки документальных фильмов на федеральных каналах закрываются одна за другой. Но все хотят денег, и немедленно. Нужно думать об индустрии - тогда будет результат. И не только министерству культуры, но и министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, курирующему федеральные каналы. Ведомства должны работать смежно,и причем не только они, но и производители: нужно уметь договариваться, должна быть коллаборация. В игровом кино это очевидно, потому что оно дорого. И, возможно, совместные проекты - это путь для продюсеров.
Вячеслав Тельнов: Студии документального кино есть - было бы желание снимать. Я девять лет проработал на студии документальных фильмов в Санкт-Петербурге. Мы снимали кино на кинопленку, и деньги были практически те же. Выезжали и в тайгу, и в Антарктиду. Все зависит от желания, сценария, идеи. А государственная помощь сейчас достаточно приличная.
У вас есть программа поддержки детского кино, сейчас даже собираются выделить для него и анимации дополнительное финансирование...
Ольга Любимова: Очень ждем сценарии настоящего детского кино: не про детей, а для детей.
Павел Степанов: Следует определиться: что такое детское кино? "Т-34" - детское кино? То есть дети должны смотреть этот фильм или нет? Если мы хотим воспитывать детей на позитивных примерах - это одна история. Если хотим сузить детское кино до историй про первоклассниц - другая. Сейчас много интересного происходит в сфере семейного кино, игрового и анимационного. Министерство всегда старается поддерживать любые проекты, связанные с детской тематикой. Сейчас Год театра, и я не могу не отметить, что заложены большие деньги на финансирование детских театров в течение ближайших трех лет. Вручены правительственные премии лучшим детским спектаклям - они были собраны со всей страны, был жесткий отбор, и в регионах нашли много интересного. Обеспечена поддержка детских театральных фестивалей.
Много пишут о кинокомпаниях, не вернувших взятые деньги. Какие иски удалось выиграть Фонду кино?
Вячеслав Тельнов: На сегодняшний день удалось путем деликатных переговоров даже с теми людьми, с кем трудно договориться (не будем называть известные имена) вернуть в фонд 380 миллионов рублей. Идут судебные процессы, заведомо выигрышные для фонда, но деньги получить с компаний достаточно сложно: они уже научились банкротиться. Список должников можно посмотреть на нашем сайте.
Одна из главных проблем нашего кино - дефицит профессиональных сценариев. Какие пути выхода из кризиса вы видите?
Ольга Любимова: Шансы выйти из него есть. У нас очень интересно все устроено: например, мода на арт-мейнстрим приходит из телевизора, а не из игрового кинематографа. Мы там видим даже сценарный бум. Эти сценаристы рано или поздно состоятся и в игровом кино. Да и теперь у меня бывают невероятно интересные встречи со сценаристами.
На Культурном форуме в Петербурге объявлено о миноритарной поддержке кинопроизводителей в рамках копродукции. Когда будет конкурс?
Ольга Любимова: Уже этим летом - параллельно с конкурсом игрового кино. Уже сейчас продюсеры грозятся, что международных проектов будет много, что интерес снимать совместно с Россией есть. А дальше важно понять, насколько это совместное производство будет плодотворно для всех сторон. И насколько важна поддержка таких проектов министерством культуры.
Что изменится в политике проведения и поддержки кинофестивалей?
Ольга Любимова: Понятно, что 55 кинофестивалей, которые сейчас поддерживает министерство культуры, не должны представлять собой список, "отлитый в золоте". Каждый год на основании конкурса следует выбирать сильнейшие. Можно говорить и о том, что фестивали, возможно, в дальнейшем будут участвовать в питчингах, это обсуждается. Ведь фестивали меняются: одним нужна поддержка, другие справятся сами. Хорошие фестивали нужно поддерживать, плохие - зачем? Не лучше ли запустить еще одно игровое кино?
10-й юбилейный онлайн-фестиваль "Дубль Дв@" ежегодно в апреле проводит "Российская газета". Наш кинозал - весь мир: в интернете на сайте "РГ" можно будет смотреть фильмы, которые не получили проката, спектакли музыкальных театров страны.
Павел Степанов: Это очень хорошая инициатива, спасибо вам большое, что вы это делаете. Ведь традиционный выход в прокат - это всегда сложная история: нужно вкладываться в рекламу, в продвижение, в копии - расходы существенные. Естественно, не все хорошие картины попадают в кинотеатральный прокат. Ваш фестиваль позволяет привлечь внимание к фильмам, о которых мало кто знает, - очень важный проект, мы постараемся его поддержать.
56,6 процента - доля российского кино в прокате в 2019 году
1200 кинозалов откроются в ближайшие шесть лет
3,6 миллиарда рублей выделено на оцифровку архивов Госфильмофонда
380 млн рублей возвратных средств удалось вернуть в Фонд кино