28.02.2019 18:48
    Поделиться

    Стоимость бензина по итогам года вырастет максимум на уровень инфляции

    Минэнерго и ФАС дали прогноз по росту цен на топливо в 2019 году
    Стоимость бензина на автозаправках по итогам этого года вырастет максимум на уровень инфляции, или на 4,3 процента, что предполагает действующий прогноз минэкономразвития. А весной этого года, когда начнется посевная и закончится срок действия соглашения между нефтекомпаниями и правительством о временном регулировании цен на топливо, резких скачков стоимости бензина и дизеля не произойдет.
    Елена Афонина/ТАСС

    Такие прогнозы прозвучали накануне от глав минэнерго и Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которые следят за ситуацией на топливном рынке. С начала этого года уже произошел рост розничных цен на 1,7%, что было обусловлено повышением базовой ставки НДС с 18 до 20%. "Пока на протяжении двух месяцев цены стабильны, даже видим снижение на копейки", - заявил Новак в интервью "Газете.ру". Он считает, что цены на АЗС далее будут расти в пределах инфляции, как и предполагает соглашение между нефтяниками и правительством. Будет ли учтено обещанное повышение прогноза минэкономразвития по инфляции в расчетах минэнерго, пока не сообщается.

    Глава ФАС Игорь Артемьев, в свою очередь, уверен, что грядущая весна пройдет под знаком стабильности в отличие от весны прошлого года, когда шел галопирующий рост цен на топливо.

    "Дело все в том, что за это время очень сильно изменились мировые цены на нефтепродукты и конъюнктура в этом смысле для внутреннего рынка была весьма и весьма благоприятна, - приводит слова Артемьева "Интерфакс". - Кроме того, маржа даже в рознице сейчас очень высокая у бензоколонок. То есть они пережили достаточно сложный период, сейчас они, наоборот, хорошо зарабатывают, поэтому потенциала для роста нет".

    Кроме того, с 1 января 2019 года заработала демпфирующая (сглаживающая) компенсационная надбавка, предполагающая, что при росте экспортных цен выше уровня внутренней индикативной цены федеральный бюджет доплачивает часть этой разницы нефтекомпаниям, чтобы те не отправляли излишки на экспорт, а снабжали внутренний рынок. Артемьев напомнил, что это снижает прямые налоги, закладываемые в конечную цену, "поэтому еще и этот механизм удерживает нас от каких-либо колебаний".

    Контроль

    Бирже подольют топлива

    Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вернулась к обсуждению нормативов продаж нефтепродуктов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ). Служба хочет повысить требования в полтора раза и тем самым приблизить норматив к сложившемуся объему продаж на бирже. Эту идею поддерживают и в минэнерго.

    Новый проект совместного приказа ФАС и минэнерго был опубликован 26 февраля на портале regulation.gov.ru, его независимая антикоррупционная экспертиза продлится до 12 марта, после чего документ уйдет в правительство. Получив там одобрение, новый совместный приказ еще должен будет пройти регистрацию в минюсте, после чего он вступит в силу через десять дней. В конце прошлого года предполагалось, что документ вступит в силу 1 апреля 2019 года, то есть сразу после того, как закончится действие соглашения между нефтекомпаниями и правительством о временном регулировании цен на нефтепродукты, однако высока вероятность, что к этому времени новая редакция совместного приказа еще не будет принята. Правда, срок не столь важен - важен сам факт, что ведомства вышли на финишную прямую в этом вопросе.

    Действующая версия совместного приказа устанавливает следующие требования: производители нефтепродуктов, которые занимают доминирующее положение на оптовом товарном рынке, в том числе аффилированные с ними компании и участники торгов, действующие с ними заодно, обязаны продавать на бирже определенный объем топлива от общего производства. Требования по автобензину и авиакеросину - 10 процентов, по дизелю и сжиженным углеводородным газам (СУГ) - 5 процентов, по мазуту - 2 процента. Не засчитываются адресные сделки, сделки во время дополнительной торговой сессии, сделки между доминирующими игроками и их сбытовыми структурами и другие.

    Новая редакция предполагает рост нормативов продаж по бензину и авиакеросину до 15 процентов, по дизелю и СУГ - до 7,5 процента, по мазуту - до 3 процентов. Уже в 2017 году почти по всем видам нефтепродуктов де-факто крупные компании продавали больше норматива, а сейчас, когда действует требование о наращивании поставок на биржу на 3 процента к уровням тех же месяцев прошлого года, топлива продается еще больше.

    Редакция, вынесенная на обсуждение, впервые была представлена в начале 2018 года. В ФАС тогда объясняли, что если на бирже торгуется около 15 процентов произведенного топлива, то оптовая цена стабилизируется, если меньше - цена может вырасти. В середине мая все были готовы к принятию новых нормативов, но планы изменились ввиду резкого роста цен на нефтепродукты на бирже, в мелком и опте и затем в рознице. В итоге от введения новых нормативов решили временно отказаться, но зато внесли другое изменение в приказ - из расчета норматива исключили сделки между доминирующим поставщиком и его сбытовыми структурами. Это автоматически увеличило объем поставок топлива на биржу.

    Сейчас рынок топлива куда более стабилен, чем в прошлом году. В последние несколько месяцев отпускные цены на нефтепродукты снижаются, стоимость нефти и нефтепродуктов на мировом рынке держится на относительно стабильном уровне, отгрузка топлива на внутренний рынок выше обычного (создан профицит предложения), а в розничном сетевом сегменте произошел разрешенный правительством рост цен на 1,7 процента в связи с повышением ставки НДС. Все это создало условия для резкого увеличения маржи операторов АЗС до 4-5 рублей на литр Аи-92 и Аи-95, то есть поводов для роста цен пока нет.

    "Мы ежедневно мониторим ситуацию на топливном рынке. Если раньше мы формировали 5-6 отчетов по различным показателям, то сегодня можно говорить о 15 отчетах. Мы изучаем этот рынок вдоль и поперек", - заявил начальник Управления регулирования ТЭК ФАС Дмитрий Махонин на отчетно-выборном собрании членов Российского топливного союза. Среди основных мер, которые необходимо принять в ближайшее время, кроме новой редакции совместного приказа Махонин назвал введение плавающего акциза на нефтепродукты и развитие мелкооптовой биржевой торговли и торгов поставочными и расчетными фьючерсными контрактами.

    Поделиться