По низкой цене
Документ, разработанный группой депутатов, вносит изменения в закон о государственных закупках. Фактически предлагается разрешить правительству приобретать социально важные лекарственные средства и медицинские изделия через учрежденные ООН организации методом прямого заключения договора. Это, по мнению народных избранников, поможет избегать коммерческих накруток на препараты и в итоге значительно сэкономить выделяемые из бюджета средства, которые можно потом направить на реализацию социальных программ.
- Если процедура закупок осуществляется по правилам международных организаций, это исключает коррупцию, из-за которой цены оказываются завышены в несколько раз, - полагает депутат Дастан Бекешев. По его словам, принятие поправок позволит приобретать по низкой цене непосредственно у производителей новейшие препараты для вакцинации, гемодиализа, лечения онкологических заболеваний, ВИЧ/СПИДа, туберкулеза, гепатитов.
- В Казахстане благодаря внедрению практики закупок через международные организации удалось в три раза увеличить охват лекарственным обеспечением больных вирусом иммунодефицита человека и почти в пять раз - страдающих гепатитом С. В 2019 году доступ к инновационным препаратам получат больные туберкулезом с лекарственной устойчивостью, - подчеркнул Дастан Бекешев.
Денег тратится все больше
Действующая в республике система - когда государство приобретает лекарства и медицинские изделия через частные компании - является, по мнению депутатов, причиной того, что ежегодно из бюджета выделяется все больше средств на закупку медикаментов. С 2012 года, по данным министерства здравоохранения КР, затраты выросли с 1,5 миллиарда сомов до двух.
- В республике лекарства и медизделия не производятся, государственная закупка осуществляется у посредников. Не исключено, что последние, в свою очередь, также приобретают продукцию у других посредников на внешних рынках. Это приводит к существенному росту цен, - отмечают разработчики законопроекта.
При этом контролирующие госорганы, к примеру Счетная палата КР, не раз фиксировали нарушения процедуры проведения тендеров. Самое распространенное из них - отбор одних поставщиков, тогда как другие участники конкурса предлагали лучшие условия.
Несмотря на пользу, которую наверняка принесет инициатива народных избранников здоровью киргизстанцев и казне страны, противодействие ей, по мнению независимых экспертов, будет оказано мощное. Парламентский комитет по социальным вопросам, образованию, науке, культуре и здравоохранению уже вынес свое заключение - законопроект отправить на рассмотрение парламента, но попросить депутатов его не одобрять.
Тернистый путь
По мнению члена комитета Евгении Строковой, приобретение лекарств и медицинских изделий через международные организации нанесет вред национальной безопасности страны. Что же касается коррупции в этой сфере, то она не повод менять систему. "Я не против международных организаций, но неужели в республике нет своих кадров, чтобы поручать закупку медикаментов международным организациям? В них работают такие же люди", - утверждает депутат.
Ее коллега Аида Исмаилова также выступает против внесения поправок в действующее законодательство. "Это вопрос национальной безопасности. Международные не будут нести никакой ответственности за поставку лекарств. Закупки через них нельзя назвать полностью прозрачными, так как у них особое положение и соглашение с правительством, которое позволяет им не показывать свои финансы. Это значит, что Счетная палата их проверить не сможет", - поделилась она своей точкой зрения.
По мнению члена общественного совета при министерстве здравоохранения КР Айбара Султангазиева, обсуждение законопроекта в парламенте будет бурным. "Посмотрите, какие суммы выделяются из бюджета на приобретение жизненно важных лекарств. Естественно, что те, кто эти деньги осваивает, будут стараться сохранить существующую ситуацию. Но вот вам пример. В республике на покупку иммуносупрессоров (препаратов, подавляющих иммунный ответ. - Прим.ред.) выделено 64 миллиона сомов. Денег хватит на полгода. А через международные организации на эту сумму можно было бы купить иммуносупрессоры на весь год", - сказал он.
Эксперты, тем временем, призывают правительство активнее поддерживать инициативу депутатов еще по одной причине. Ведь в том случае, если законопроект одобрят в парламенте и его подпишет президент, у государства, наконец, появится механизм, с помощью которого можно будет, не напрямую, конечно, но все-таки, оказывать влияние на цены на лекарства в республике.
В прошлом году, напомним, в стране вступил в силу закон об обращении лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Тогда же выяснилось, что самые главные его нормы не работают. Речь идет о праве правительства регулировать цены на медикаменты и медизделия.
В пятой статье закона говорится: "Государственное регулирование отношений в сфере обращения лекарственных средств (медицинских изделий) из Национального перечня жизненно важных лекарственных средств (медицинских изделий) осуществляется путем определения эффективной политики ценорегулирования". А в 22-й и шестой статьях уточняется: "Методика формирования цен определяется правительством республики".
Однако самой методики на момент вступления закона в силу не было.
О том, что государство должно, наконец, получить соответствующее право вмешиваться в процесс установления стоимости медпрепаратов, говорили давно. Лекарства в аптеках республики дорогие. В наши дни зайти в интернет и сравнить цены на медикаменты в КР и, например, в РФ или Казахстане несложно. Во многих случаях оказывается, что у ближайших соседей те же самые препараты стоят в три-четыре, а то и в 10 (!) раз дешевле. И когда правительство, казалось бы, гарантировало себе право регулировать цены, выяснилось: методики, по которой определяется стоимость лекарств, нет. Ее разработка только началась в середине 2018-го. И когда она закончится - неизвестно. В минздраве предупредили: "Быстро этот процесс не пойдет, потребуются, в том числе, законодательные изменения".