Вспоминаем три самые важные работы режиссера, которые должен посмотреть каждый.
Одной из главных вех в развитии документального кино стал короткометражный фильм "Ночь и туман", снятый режиссером в 1956 году. Картина получила свое название по одноименной директиве Адольфа Гитлера, которая легализировала целенаправленный террор населения - антинацистских активистов - на оккупированных Германией территориях. Кадры, снятые Аленом Рене в концлагере Освенцим через десять лет после окончания Второй мировой войны, чередуются с кинохроникой военного времени. Ален Рене показывает бесчеловечность нацизма, суть жестокого гитлеровского режима, памятником которому стали "остатки" концлагеря, который после войны из-за отсутствия средств растащили на строительные материалы. В 1956 году "Ночь и туман" был заявлен в программе Каннского кинофестиваля, однако вскоре от картины отказались - в кадре кинохроники мелькнул офицер во французской форме, явно выступавший на стороне нацистов, и французская цезура потребовала убрать фильм из программы.
Антивоенная тема и формат "воспоминания-реальность" получили продолжение в первом игровом (хотя режиссер задумывал его документальным) фильме "Хиросима, любовь моя" 1959 года. В лирической картине любовь сталкивается с ужасами массового уничтожения. Режиссер отбрасывает границы между прошлым и настоящим своих героев - француженки (Эммануэль Рива), терзающейся любовью к погибшему солдату, и японского архитектора (Эйдзи Окада), которого не оставляют воспоминания о гибели семьи в результате бомбардировки Хиросимы. Лента была заявлена в числе номинантов на "Золотую пальмовую ветвь", однако позже исключена из программы Каннского кинофестиваля, так как тема ядерного оружия была под запретом.
Над сценарием картины "В прошлом году в Мариенбаде", вышедшей в 1961 году, режиссер работал совместно с представителем "новой волны", писателем Аленом Роб-Грийе. По сюжету мужчина и женщина встречаются в отеле, он утверждает, что они уже знакомились здесь год назад… То ли это реальность, то ли это неожиданно появляющиеся флешбеки вмешиваются в жизнь героев, играют с ними, но прошлое все же остается загадкой - как для героев, так и для зрителей. "Мужчина предлагает женщине прошлое, женщина отказывается от него, потом, по-видимому, принимает. А может быть, и нет. В таком кратком изложении это звучит глупо. Это фильм, который весь основан на видимостях. Все в нем неоднозначно. Ни об одной сцене нельзя сказать, происходит ли она сегодня, вчера или год назад, ни об одной мысли - какому персонажу она принадлежит. Реальность и чувства - все подвергается сомнению, неизвестности...", - так объяснили авторы замысел своей картины.