Андрей Максимов: Педагоги прошлого сделали немало великих открытий
Эта новость ничего, в сущности, не меняет в самой системе образования. Конечно, лучше учиться по хорошим учебникам, нежели по плохим, однако тот процесс, который происходит в большинстве наших школ, трудно назвать процессом обучения. Скорее, это процесс вбивания одними людьми (взрослыми) в головы других людей (детей) того, что эти взрослые считают необходимым. Мнение детей при этом не учитывается - не доросли еще. Весь этот процесс как бы - уж извините - говоря, школе без этого слова не обойтись - как бы основывается на науке, которая называется педагогика.
Наука ли педагогика? У меня есть большие сомнения по этому поводу, и я даже пишу сейчас книгу, которая называется "Педагогика - наука, которой нет, или Почему в деле обучения и образования родители могут рассчитывать только на себя". По этому поводу можно много дискутировать и спорить, однако есть один факт безусловный.
Современная педагогическая практика, смею заметить, вообще не имеет в виду открытия великих педагогов прошлого. Вы можете себе представить физика, который не знал бы сути открытий Эйнштейна или психолога, который бы не ведал, кто такие Фрейд или Франкл?
Между тем, периодически выступая в школах, я не встретил ни одного - ни одного! - учителя, которому было известно, в чем суть педагогических открытий великого педагога Иоганна Генриха Песталоцци. Открытий этих немало. Главный - метод природосоответствия. Песталоцци считал: задача педагога - раскрыть то, что вложила в человека природа, попросту говоря - его интересы развивать. Не надо идти к ребенку со своими представлениями о том, что ему необходимо, стоит разобраться в том, что он сам думает по этому поводу.
Песталоцци считал, что у ребенка есть все возможности определиться со своим будущим предназначением - внимание! - в пять - семь лет. Наверное, сегодня, в связи с обилием информации, этот срок немного сместился, но все равно это надо делать в раннем возрасте. Будет ли этим заниматься школа? Нет. У нее нет задачи - понять потребности маленького человека. Но что мешает родителям не выбивать из ребенка отличные оценки (абсолютно бессмысленное занятие), а помочь ему найти себя?
Знаете ли вы, что одним из первых великих педагогов был Сократ? Он считал, что человек рождается дважды: физически и духовно. И задача учителя не вбивать в голову ученика факты, которые учителю кажутся важными, но постараться услышать ребенка и помочь ему раскрыть то понимание мира, которое, пусть робко, но уже живет в нем.
Понимаете, как история: педагоги прошлого сделали немало великих открытий, но педагоги настоящего, занятые заполнением всяческих бумаг, не могут и не хотят их использовать.
У великого Константина Ушинского - который считается основателем научной педагогики в России - в книге есть глава, которая называется - внимание - "О вреде заданий на дом". Представляете? Ушинский темпераментно доказывает, что выполнение домашнего задания - это, как правило, зубрежка, которая отбивает у ребенка всякое желание всерьез заниматься уроками. Кого интересует это открытие гения? Но, может быть, родителям имеет смысл понимать, что выполнение домашнего задания - это не некое важное дело, а повинность, которую надо помочь ребенку нести.
Имя великого Януша Корчака известно всем. О его подвиге, когда он вместе со своими воспитанниками пошел в фашистскую газовую камеру, - тоже известно многим. А какие выводы он сделал в педагогике? Что важного для нас сообщил "городу и миру". Мне кажется, главное: это отношение к ребенку как к человеку, как к равному. Корчак утверждал, что обучение - это есть совместный процесс, когда дети учатся у взрослых, а взрослые - у детей. Подозреваю, что если сегодня какой-нибудь ученик сообщит об этом учителю, - ребенку не поздоровится. Но что мешает нам, родителям, относиться к детям не как к объектам воспитания, а как к интересным людям?
Еще один гений педагогики Мария Монтессори вообще считала, что когда младенец приходит в наш мир - в наш мир является Божий Посланник. Она описывает этот приход словами из Евангелия: "Он пришел к своим, и свои его не узнали". Поразительная параллель! Если мы с самого начала жизни ребенка относимся к нему так, то мы - как минимум - будем уважать его и слушать. Монтессори считала, что уважение к ребенку помогает тому невероятно полно раскрыть свой потенциал. А я вспоминаю, что почти всегда, выступая в школах, прошу поднять руку тех из ребят, к кому никогда не обращались с фразой: "Твое мнение никого не интересует". Как правило, не поднимается ни одной руки.
Наше школьное образование так устроено, что оно никогда не будет использовать открытия - я подчеркиваю: открытия великих педагогов прошлого. Но что, кроме отсутствия времени и желания, мешает это делать нам, родителям?
Сегодня можно смело говорить: Родители! Великие педагоги прошлого сделали для вас множество важных открытий! Используйте их! И ваша жизнь, и жизнь ваших детей станет интересней и насыщенней!
Спасибо, великие педагоги, за то, что через века помогаете нам, родителям!