03.03.2019 21:31
    Поделиться

    Андрей Максимов: Педагоги прошлого сделали немало великих открытий

    Ненавижу слово "как бы". Но когда речь идет о новостях, связанных со школой, слово это - паразит - приходится вставлять непременно: как бы новости. На этой неделе дискуссия была и решения приняты по поводу улучшения качества школьных учебников. Важное дело? Наверное... Новость ли это? На мой скромный взгляд, как бы новость.

    Эта новость ничего, в сущности, не меняет в самой системе образования. Конечно, лучше учиться по хорошим учебникам, нежели по плохим, однако тот процесс, который происходит в большинстве наших школ, трудно назвать процессом обучения. Скорее, это процесс вбивания одними людьми (взрослыми) в головы других людей (детей) того, что эти взрослые считают необходимым. Мнение детей при этом не учитывается - не доросли еще. Весь этот процесс как бы - уж извините - говоря, школе без этого слова не обойтись - как бы основывается на науке, которая называется педагогика.

    Наука ли педагогика? У меня есть большие сомнения по этому поводу, и я даже пишу сейчас книгу, которая называется "Педагогика - наука, которой нет, или Почему в деле обучения и образования родители могут рассчитывать только на себя". По этому поводу можно много дискутировать и спорить, однако есть один факт безусловный.

    Современная педагогическая практика, смею заметить, вообще не имеет в виду открытия великих педагогов прошлого. Вы можете себе представить физика, который не знал бы сути открытий Эйнштейна или психолога, который бы не ведал, кто такие Фрейд или Франкл?

    Процесс в большинстве школ трудно назвать процессом обучения

    Между тем, периодически выступая в школах, я не встретил ни одного - ни одного! - учителя, которому было известно, в чем суть педагогических открытий великого педагога Иоганна Генриха Песталоцци. Открытий этих немало. Главный - метод природосоответствия. Песталоцци считал: задача педагога - раскрыть то, что вложила в человека природа, попросту говоря - его интересы развивать. Не надо идти к ребенку со своими представлениями о том, что ему необходимо, стоит разобраться в том, что он сам думает по этому поводу.

    Песталоцци считал, что у ребенка есть все возможности определиться со своим будущим предназначением - внимание! - в пять - семь лет. Наверное, сегодня, в связи с обилием информации, этот срок немного сместился, но все равно это надо делать в раннем возрасте. Будет ли этим заниматься школа? Нет. У нее нет задачи - понять потребности маленького человека. Но что мешает родителям не выбивать из ребенка отличные оценки (абсолютно бессмысленное занятие), а помочь ему найти себя?

    Знаете ли вы, что одним из первых великих педагогов был Сократ? Он считал, что человек рождается дважды: физически и духовно. И задача учителя не вбивать в голову ученика факты, которые учителю кажутся важными, но постараться услышать ребенка и помочь ему раскрыть то понимание мира, которое, пусть робко, но уже живет в нем.

    Понимаете, как история: педагоги прошлого сделали немало великих открытий, но педагоги настоящего, занятые заполнением всяческих бумаг, не могут и не хотят их использовать.

    У великого Константина Ушинского - который считается основателем научной педагогики в России - в книге есть глава, которая называется - внимание - "О вреде заданий на дом". Представляете? Ушинский темпераментно доказывает, что выполнение домашнего задания - это, как правило, зубрежка, которая отбивает у ребенка всякое желание всерьез заниматься уроками. Кого интересует это открытие гения? Но, может быть, родителям имеет смысл понимать, что выполнение домашнего задания - это не некое важное дело, а повинность, которую надо помочь ребенку нести.

    Имя великого Януша Корчака известно всем. О его подвиге, когда он вместе со своими воспитанниками пошел в фашистскую газовую камеру, - тоже известно многим. А какие выводы он сделал в педагогике? Что важного для нас сообщил "городу и миру". Мне кажется, главное: это отношение к ребенку как к человеку, как к равному. Корчак утверждал, что обучение - это есть совместный процесс, когда дети учатся у взрослых, а взрослые - у детей. Подозреваю, что если сегодня какой-нибудь ученик сообщит об этом учителю, - ребенку не поздоровится. Но что мешает нам, родителям, относиться к детям не как к объектам воспитания, а как к интересным людям?

    Еще один гений педагогики Мария Монтессори вообще считала, что когда младенец приходит в наш мир - в наш мир является Божий Посланник. Она описывает этот приход словами из Евангелия: "Он пришел к своим, и свои его не узнали". Поразительная параллель! Если мы с самого начала жизни ребенка относимся к нему так, то мы - как минимум - будем уважать его и слушать. Монтессори считала, что уважение к ребенку помогает тому невероятно полно раскрыть свой потенциал. А я вспоминаю, что почти всегда, выступая в школах, прошу поднять руку тех из ребят, к кому никогда не обращались с фразой: "Твое мнение никого не интересует". Как правило, не поднимается ни одной руки.

    Задача учителя не вбивать в голову ученика факты, которые учителю кажутся важными

    Наше школьное образование так устроено, что оно никогда не будет использовать открытия - я подчеркиваю: открытия великих педагогов прошлого. Но что, кроме отсутствия времени и желания, мешает это делать нам, родителям?

    Сегодня можно смело говорить: Родители! Великие педагоги прошлого сделали для вас множество важных открытий! Используйте их! И ваша жизнь, и жизнь ваших детей станет интересней и насыщенней!

    Спасибо, великие педагоги, за то, что через века помогаете нам, родителям!

    Поделиться