03.03.2019 19:38
    Поделиться

    Президент ЛУКОЙЛа рассказал о перспективах российской нефтяной отрасли

    Ближайшие 10-15 лет должны стать периодом стабильного развития нефтяной отрасли, - таково мнение президента нефтяной компании ЛУКОЙЛ Вагита Алекперова, которым он поделился в Cовете Федерации на встрече с сенаторами. В его докладе "Трансформация мировых энергетических рынков: сценарии и возможности для России" затронуты практически все стороны работы нефтяной отрасли, как российской, так и мировой, и дальнейшие перспективы ее развития. Глава второй по объемам добычи нефтекомпании в стране считает, что сейчас у страны есть возможность упрочить лидерство на международном энергетическом рынке. Но для этого необходимо на законодательном уровне распространить на всю отрасль практику взимания налога на добавленный доход.
    Яков Титов

    В прошлом году мировая нефтяная отрасль впервые в истории перешагнула отметку в 100 млн баррелей ежесуточной добычи. На Россию, США и Саудовскую Аравию приходится примерно по 11-12 млн бар./сут. И в мире есть множество "нефтяных скептиков", которые считают, что углеводородная эра близится к концу, поскольку главным потребителем нефти является автотранспорт, а традиционные машины с двигателем внутреннего сгорания, благодаря Илону Маску с Tesla и другим новаторам автопрома скоро заменят электромобили. Главный аргумент: транспортный сектор, по данным ОПЕК, потребляет около 60% мировой добычи нефти, его стремительная электрификация приведет к падению объемов сбыта моторного топлива.

    Но несмотря на то, что электромобилей будет становиться все больше, потребление "классического" автомобильного горючего, по мнению президента ЛУКОЙЛа, будет только расти. Вагит Алекперов, выступая перед сенаторами, сослался на прогнозы Международного энергетического агентства (МЭА). Сейчас в мире более 1 млрд автомобилей и всего лишь 3 млн электромобилей. По оценке МЭА, к 2040 году количество автомобилей в мире достигнет 2 млрд, из них электрических, при благоприятном для рынка сценарии - около 300 млн.

    "То есть, подавляющее большинство новых автомобилей в мировом автопарке по-прежнему будут с двигателями внутреннего сгорания", - резюмировал глава ЛУКОЙЛа.

    Сегодня электромобили больше всего развиты в Китае, где приняты значительные меры господдержки, да и в других странах развиваются в основном благодаря налоговым льготам, субсидиям и преференциям для владельцев. Стоимость владения традиционным авто с ДВС и электрокаром, по оценке ЛУКОЙЛа, может сравняться не ранее 2035 года.

    Нужно законодательно закрепить на всю отрасль налог на добавленный доход

    Вагит Алекперов отметил, что МЭА прогнозирует продолжение роста спроса на нефть как минимум до 2040 года, причем в период до 2025 года ежегодный прирост будет составлять примерно 1 млн бар./сут. "В таких сегментах, как авиаперевозки и нефтегазохимия, углеводородам в принципе нет альтернативы, - уверен он. - Даже при значительном сокращении спроса на нефтепродукты со стороны дорожного транспорта потребность в нефти будет сохраняться. Прогнозировать цены - дело неблагодарное, но есть все основания ожидать, что они будут сравнительно высокими". По его мнению, в ближайшее время они составят 60-70 долларов за баррель, и эта цена "будет комфортной для инвесторов в отрасль".

    Перейдя к ситуации в российской отрасли, глава ЛУКОЙЛа отметил, что в главной нефтеносной провинции - Западной Сибири, стремительно падает добыча. В этом регионе, прежде всего в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО), работают все крупнейшие вертикально-интегрированные нефтяные компании. С 2008 по 2017 гг. добыча нефти в ХМАО сократилась на 15% - более чем на 40 млн т, рассказал Вагит Алекперов.

    "Заместитель председателя правительства России Дмитрий Козак, выступая недавно в этих стенах (Федерального собрания. - "РГ"), приводил цифры: к 2035 году при инерционном сценарии Россия может потерять почти половину от текущей добычи. Она может составить всего 311 млн т в год (6,2 млн бар./сут. - "РГ") вместо свыше 555 млн т (11,1 млн бар./сут. - "РГ") в 2018 году. Прежде всего из-за снижения объемов производства в Западной Сибири. Отмечу, что сегодня альтернатива этой крупнейшей нефтеносной провинции в нашей стране не сформирована. При этом в недрах Западной Сибири по-прежнему остаются гигантские извлекаемые запасы нефти - почти 18 млрд тонн - это более 30 лет добычи на текущем уровне", - заявил глава ЛУКОЙЛа.

    По его мнению, решить проблему падения добычи в Западной Сибири может введение налога на добавленный доход (НДД), который должен заменить введенный в 2001 году налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Главный недостаток НДПИ в том, что он не учитывает затраты компаний на разработку месторождений, а взимается исходя из объемов добытой или экспортируемой нефти. Потому многие проекты, требующие значительных инвестиций, оказываются нерентабельными для разработки. Чтобы избежать существенного падения добычи и сокращения бюджетных доходов, для них была создана сложная система льгот, которую в отрасли прозвали "лоскутным одеялом". Вспомнил об этом термине и Вагит Алекперов: "Мы надеемся на полноценное принятие системы НДД. Нужен универсальный механизм для всей отрасли, а не "лоскутное одеяло" различных адресных льгот, существующих сегодня. Мы благодарны членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы за решения, принятые в 2018 году, в пользу введения НДД, пусть пока и в режиме пилотных проектов". НДД, в отличие от НДПИ, взимается не с количества добытой нефти, а с доходов от ее продажи за вычетом расходов на добычу и транспортировку. Члены Совета Федерации проводили главу ЛУКОЙЛа аплодисментами после его получасового выступления. Спикер верхней палаты Валентина Матвиенко отметила, что теперь у законодателей есть "домашнее задание", они должны создать условия для более эффективного развития добычи углеводородов. "Компания, которую вы возглавляете, является одной из самых успешных рыночных компаний с очень хорошими показателями и репутацией", - так Валентина Матвиенко подвела итог выступлению Вагита Алекперова.

    Поделиться