Известные петербуржцы отвечали на вопросы:
1. Что для вас значит Большой Драматический Театр?
2. Сегодня БДТ много экспериментирует. И в репертуаре все чаще встречаются авангардные постановки. Остаетесь ли вы довольными после просмотра очередного спектакля в БДТ?
1. Бывают моменты, когда человек переживает самое настоящее потрясение от встречи с искусством. Это происходит тогда, когда он соприкасается с тем, что очищает и возвышает душу. Пожалуй, впервые я так полно испытала это чувство, когда студенткой первого курса побывала в Большом драматическом театре на спектакле "Идиот". Помню, как нам с подругой, чтобы достать билеты, пришлось с ночи занимать место в огромной очереди. Сегодня, к сожалению, я не имею возможности бывать в Большом Драматическом, так часто, как мне бы хотелось. Но, по-прежнему, считаю: именно он сделал театр неотъемлемой частью моей духовной жизни.
БДТ накрепко связан с именем Георгия Товстоногова. Нет сомнения: Георгий Александрович - выдающееся явление, феномен, целая эпоха в истории не только отечественного, но и мирового театра. Мне выпало счастье лично знать выдающегося режиссера, общаться с ним. То, что Ленинград - Петербург стал признанной театральной столицей не только России, а и в мировом масштабе, - в огромной степени его заслуга.
Притягательная сила БДТ - это также результат того, что в его стенах собралась плеяда ярких актёрских талантов. Не хочу никого обижать, но, думаю, что такого артистического созвездия не было ни в каком другом театральном коллективе нашей страны. Л. Макарова, Н. Тенякова, С. Крючкова, А. Фрейндлих, Е. Копелян, П. Луспекаев, В. Стржельчик, К. Лавров, О. Борисов, О. Басилашвили… Список можно продолжать долго. А Евгений Лебедев в "Истории лошади", Зинаида Шарко в "Трех сестрах" - это настоящие вершины психологического театра!
Конечно, вековая история даже такого, безусловно, легендарного театра - отнюдь не триумфальное шествие. Она вбирает в себя и непростые времена. Были они и сравнительно недавно. Приятно отметить, что мой любимый театр с честью вышел из этих испытаний.
2. Обновление языка искусства - естественное явление. Театр живет, пока он ищет. В том числе и экспериментирует - в режиссуре, художественном и музыкальном оформлении, актерской игре, подборе пьес. Ведь даже классику каждое новое поколение прочитывает, воспринимает иначе, чем его предшественники. Думаю, именно благодаря этому, они, эти пьесы, сохраняются в репертуаре театров на протяжении веков. Главное, на мой взгляд, - не сбиться в творчестве, новаторстве на эпатаж, вульгарность, пошлость, примитивность, потакание низменному вкусу. Не всем российским театрам это удается.
Насколько я могу судить - повторю, сейчас мне реже удается выбраться в театр, - Большой драматический театр свободен от этого. Он не боится затрагивать самые болевые точки современной жизни, отстаивает гуманистические ценности. Все это радует меня как давнюю и преданную поклонницу БДТ. И это залог дальнейшего развития моего любимого театра.
Мое знакомство с Большим драматическим театром произошло в 1958 году на спектакле Георгия Александровича "Когда цветет акация". До сих пор помню сцену, в которой Кирилл Лавров, сидя на спинке стула в клетчатой ковбойке, читал письмо своей возлюбленной.
Для меня легендарный БДТ - вторая школа и второй университет. Все спектакли Товстоногова лучше учебников объясняли нам, как жить, что делать и как чувствовать, как относиться к окружающим. Не только постановки, но и игра актеров.
Замечательно, что в юбилейные дни телеканал "Культура" возвращает нам легендарные спектакли, документальные фильмы и, в частности, программу Олега Басилашвили "С потолка".
Всякий раз, когда удается, я бываю в БДТ. На Каменноостровской сцене, также как и на главной, идут интересные спектакли. Удивительно, что раньше театр с такими талантливыми актерами не имел сцены для экспериментальных постановок.
Главное, что я замечаю сегодня, так это то, что сочетание опыта и молодости в БДТ дает хорошие результаты. И билеты купить невозможно.
Я, как коренной ленинградец, считаю БДТ легендарным театром. Спектакли БДТ - лучшее, что я видел мальчишкой, когда ходил туда вместе с бабушкой. Это и "Горе от Ума", и "Три сестры" с Татьяной Дорониной, и "Макбет" с Алисой Фрейндлих.
С БДТ меня также связывает крепкая дружба с актером Олегом Басилашвили и режиссером, художественным руководителем БДТ Андреем Могучим.
Сегодня в БДТ я не хожу. Если пригласят на 100-летие - схожу. Но все же для меня БДТ был лучшим театром, когда в нем играли спектакли Товстоногова.
Большой Драматический Театр остаётся для меня храмом искусства. Я против того, чтобы на сцене БДТ экспериментировали и играли авангардные постановки - для этого есть другие сцены.
Юбилейная программа БДТ
4 марта в БДТ им. Товстоногова откроется необычный архитектурный проект, представляющий собой "театр в театре", некий параллельный мир. Прямо в БДТ из фанеры построят обширное пространство со всем тем, что есть в любом театре: входом, гардеробом, буфетом и даже сценой. Копировать интерьеры не будут, создадут новые. Художник Александр Шишкин, по его словам, делает "попытку обнаружить скрытые ресурсы места".
Свое столетие театр празднует позже официального дня рождения: первый спектакль - "Дон Карлос"- был сыгран труппой 15 февраля 1919 года в Оперной студии Петроградской консерватории. А перенос торжеств с февраля на март был связан с большими гастролями в Москве, которые закончились недавно и были приурочены как раз к юбилею.
К вековому юбилею легендарный театр подходит во всеоружии: петербуржцев ждут премьеры, экспериментальные постановки, инсталляции, выход коллекционных изданий. И двумя днями празднование, конечно, не ограничится. Выходят постановки с корифеями БДТ. Уже 15 апреля состоится премьера спектакля по пьесе Ивана Вырыпаева "Волнение" с Алисой Фрейндлих в главной роли. Светлана Крючкова исполнит основную партию в постановке Романа Мархолия "Жизнь впереди". Олег Басилашвили сыграет в "Палачах" по произведению Мартина Макдонаха.
Большое внимание в театре уделят и художникам, которые в разное время в нем работали. К 100-летию БДТ выпустит специальный коллекционный альбом с эскизами мастеров (а это и Петров-Водкин, и Кустодиев, и Акимов) к спектаклям. Будет и еще одно издание: книга Сергея Радлова "БДТ в 20-е. Игра. Судьбы. Контекст", рассказывающая о первом десятилетии жизни театра. Это период, к слову, во многом связан с именем Александра Блока и ему, как первому художественному руководителю, посвятят отдельную программу. Так, сейчас готовится установка скульптуры поэта в театре, а еще с 20 апреля по 15 мая можно будет посетить выставку "Блок и театр", участие в которой примут Эрмитаж, Александринка, музей Менделеева и Блока в Шахматово.
Не забудут, конечно, и Георгия Товстоногова, при котором, по словам художественного руководителя БДТ Андрея Могучего, театр "стал главным театром Ленинграда и ленинградской интеллигенции, с самой сильной в стране труппой". На сцене театра, теперь носящего его имя, режиссер поставил 130 спектаклей. На второй сцене БДТ, в Каменоостровском театре, будет представлена экспериментальная программа To stage. В течение четырех месяцев - с марта по июнь - каждые выходные там можно будет увидеть необычные перформансы. Художники, музыканты, хореографы, представители уличного искусства, поэты, скульпторы и многие другие будут пытаться найти и уловить то, что между жанрами.