О намерении форсировать принятие законодательных поправок 4 марта сообщил генеральный директор директората ЕК по энергетике Доминик Ристори по окончании заседания Совета Евросоюза по энергетике. По словам Ристори, представители стран также обсуждали возможность ввести в действие новую директиву (в том числе на национальном уровне) на следующий день после ее публикации в журнале ЕС, передает ТАСС.
Ужесточенная версия газовой директивы предполагает, что законодательные нормы, действующие на территории стран ЕС, будут распространены на газопроводы из третьих стран. Таким образом, например, газопровод "Северный поток-2" должен будет иметь независимого оператора, а "Газпром" могут ограничить в праве стопроцентного использования мощностей трубы.
Эту версию ЕК обсуждала с 2017 года, однако в этом году после переговоров Парижа и Берлина было принято решение внести изменения в концепцию. Так, действующий проект директивы предполагает, что принимать окончательное решение о применении ограничений к газопроводам из третьих стран будет та страна, у чьих берегов выходит труба. В случае с "Северным потоком-2" это Германия, но ей все равно предстоит согласовать внесение исключения в отношении российского проекта с Брюсселем.
В середине февраля сообщалось, что газопровод уже построен более чем на 50 процентов. Эксперты высказывали мнение, что ужесточение газовой директивы может ограничить доступ "Газпрома" к мощностям трубы вдвое, как это было с отводом "Северного потока" OPAL. Одновременно такие изменения могли бы увеличить срок окупаемости вложенных в проект инвестиций. При этом финансирует проект не только российский "Газпром", но и европейские компании - ENGIE, OMV, Royal Dutch Shell, Uniper и Wintershall, которые обеспечивают половину капиталовложений.