Вообще экономических индексов много - от таких вот полушуточных до вполне серьезных с более чем столетней историей.
"Первые индексы возникли для того, чтобы профессиональным инвесторам было удобно работать с ценными бумагами. Потом появилось много других индексов, менее "профессиональных". Сейчас есть индексы инвестиционной привлекательности стран, легкости ведения бизнеса, развития человеческого капитала", - рассказывает гендиректор аналитического агентства "БизнесДром" Павел Самиев.
Есть те, что ближе к народу. Вас интересует инфляция? Посмотрите на индекс потребительских цен, который считает Росстат. На его сайте есть информация о том, как и на что изменились цены за разные периоды времени. Например, за год сильнее всего подорожали сахарный песок (на 30,9 процента) и яйца (26,9 процента). А подсолнечное масло и алкоголь выросли в цене незначительно (примерно на два процента).
Близко к нему стоит индекс цен производителей, который тоже выдает Росстат. Эти цифры показывают, как менялись оптовые цены производителей.
В Америке рассчитывается индекс менеджеров по снабжению (индекс PMI). Считается, что он чутко реагирует на любые изменения в экономике. Ведь люди, занятые закупками, раньше других чувствуют изменение спроса.
Есть индексы попсовее. Самый известный - индекс "Биг Мака", который уже больше 30 лет рассчитывает журнал Economist. Он основан на теории паритета покупательной способности. Ее суть в том, что на одни и те же деньги, пересчитанные по курсу одной валюты, можно купить одинаковое количество товаров. Условно: если что-то стоит у нас 20 рублей, а в США то же самое продается за 1 доллар, то и справедливый валютный курс будет 1:20. Таким товаром Economist выбрал бургер из "Макдоналдса", который продается более чем в ста странах. Точкой отсчета стала цена на американский бигмак.
В январе этого года в России он стоил 1,65 процента (110,17 рубля), а в Америке - 5,58 доллара. "Значит, рубль недооценен. Его справедливый курс - 19,74 рубля (если 5,58 доллара "стоят" 110 рублей, то доллар должен стоить около 20 рублей)", - сделали вывод экономисты.
Есть рейтинги, которые измеряют настроение людей. Например, индекс потребительского доверия россиян, который вычисляет Всероссийский центр изучения общественного мнения. А еще индекс кредитного доверия россиян и их доверия к банковским вкладам того же авторства.
Сбербанк рассчитывает индекс Иванова, который должен помочь понять образ жизни российского среднего класса. В опросе участвуют больше двух тысяч человек из 164 российских городов, которые рассказывают, куда они тратят деньги, склонны ли к сбережениям, о своем семейном положении, доходах и т.д.
Социологи считают, что могут подсчитать даже уровень счастья. Во всяком случае Международный индекс счастья есть. Специалисты английского аналитического центра New Economics Foundation решили, что большинство людей хочет быть не богатыми, а счастливыми и здоровыми, и придумали в 2006 году, как можно это измерить.
В индексе "Счастливая планета" учитывается удовлетворенность жизнью, ожидаемая продолжительность жизни, степень неравенства в стране, экология. Богатые западные страны верхних строчек не занимают. Впереди планеты всей идут страны Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Традиционный лидер - Коста-Рика.
Индекс экономического настроения рассчитывает НИУ "Высшая школа экономики". В опросе участвует 20 тысяч компаний из разных отраслей (промышленность, строительство, торговля, сфера услуг).
"Этот индекс строится не на статистических материалах, не на цифрах, а на мнении предпринимателей о том, как они оценивают состояние делового климата. Они отвечают на вопросы о производстве, спросе, численности сотрудников, загрузке мощностей и т.п., говорят о том, увеличился тот или иной показатель по сравнению с прошлым кварталом или уменьшился. Анкета простая, на ее заполнение уходит всего 5-10 минут", - рассказывает директор Центра конъюнктурных исследований НИУ "Высшая школа экономики" Георгий Остапкович.
Он говорит, что тут бывают и сюрпризы. Однажды очень мало предпринимателей отметили коррупцию как фактор, который мешает их работе. Хотя сами социологи, и не без оснований, думали, что она займет одно из первых мест.
После опроса стали проводить "контрольный замер". Спросили бизнесменов: "Неужели коррупции нет?". Те сказали, что есть, конечно. "Так чего в анкете про это не написали?" - удивились социологи. Предприниматели ответили, что они этот момент ощущают уже как обыденность, у них есть на эти цели специальный фонд и специальные люди, которые умеют вести переговоры.
Есть смешные индексы. Но не стоит относиться к ним несерьезно. Например, Леонардо Лаудер придумал индекс губной помады. Он в этом толк знает: косметическая компания Estee Lauder - его семейный бизнес. Так вот Лаудер заметил, что в периоды экономической нестабильности продажи помады растут.
Он объяснил это тем, что даже в трудные времена женщины хотят выглядеть красиво. Но на новое платье денег у них может не быть, а на косметику пара сотен всегда найдется. Вот они и начинают активнее покупать помаду.
Еще в трудные времена растут продажи консервов, потому что питаться так экономнее. А вот с шампанским наоборот. Когда в стране все плохо, его потребление падает.
В 20-х годах прошлого века американский экономист Джордж Тейлор вывел индекс длины юбки. "Чем короче подол, тем лучше идут дела в экономике", - без тени улыбки изрек он. Свой смелый вывод обосновал тем, что в тучные годы дамы могут покупать себе дорогие чулки, которые не стыдно и показать, надев мини. А если дела с финансами обстоят не очень хорошо, то дорогими чулками себя не побалуешь. Вот и приходится скрывать дешевые колготки под длинными юбками.
"Есть много индексов, которые кажутся несерьезными, но нередко за этой шуткой скрываются серьезные вещи. Такие индексы показывают связь между бытовыми явлениями и состоянием экономики. Они могут просигнализировать о грядущем кризисе раньше, чем это сделают официальные индикаторы", - считает Павел Самиев.
Самый старый индекс, которым пользуются до сих пор, - индекс Доу Джонса, появился в США в конце XIX века.
По нему определяют самочувствие промышленной составляющей фондовых рынков США. Наши индексы - РТС и ММВБ - появились более века спустя. Первым был РТС в 1995 году. Потом появился индекс МосБиржи. В нем учитывается цена акций тех же компаний, что и в РТС. Разница в том, что он рассчитывается на основе рублевых цен акций, а РТС - долларовых. "Они показывают динамику капитализации фондовой биржи. С их помощью можно увидеть, вырос или упал рынок за определенный период времени. И сделать выводы о том, что будет завтра", - комментирует финансовый аналитик Наталья Мильчакова.