Фонд Абрамовича профинансировал фильм о компьютерной игре

Ситуация с поддержкой отечественного кино порой подвергается критике со стороны самих кинематографистов. Достаточно вспомнить фильм Александра Гордона "Дядя Саша", в котором объектом иронии стал питчинг (представление кинопроектов) или сериал "Звоните ди Каприо", где высмеян проект под вымышленным названием "Сирийский песок". Назрела необходимость что-то менять. И перемены произошли - создан первый частный фонд "Кинопрайм", который будет поддерживать отечественный кинематограф. Крупный бизнесмен Роман Абрамович, который ранее был не раз замечен на "Кинотавре" и других отечественных фестивалях, теперь станет поддерживать не отдельные кинопроекты, а отрасль в целом.

На встрече руководства и экспертов фонда со СМИ объявлено, что сумма поддержки фонда "Кинопрайм" равна шести миллиардам рублей. И рассчитаны такие "вливания" на три года. Первый год инвестиции в российский кинематограф составят один миллиард рублей, в 2020 году - два миллиарда, в 2021 - три миллиарда. Продюсер Сергей Сельянов, который входит в Экспертную группу фонда "Кинопрайм", объявил на встрече собравшимся, что создание первого частного фонда - это историческое событие для отрасли, каким в свое время было создание Фонда кино.

"Мы в восхищении!" процитировал продюсер слова известного булгаковского персонажа. При этом Сельянов остался верен себе, отметив, что, по большому счету, и 1 миллиард на мировом уровне для кинематографа мало.

Продюсер Александр Роднянский, также член Экспертной группы нового фонда, разложив "по полочкам" всю экономику мирового кинематографа минут за пять, сделал акцент на том, что в других странах существуют несколько частных фондов, а не один, и что, например, в США складывается ситуация, когда Фонды борются за проекты - какой выгоднее финансировать, а не наоборот. Но мы на этом пути сделали первый шаг. Кроме того, продюсер отметил, что "наличие фонда делает ситуацию более рыночной и стимулирует кинопроизводство".

Приятно, что возглавляет новую структуру человек, который уже имеет опыт работы в области поддержки кинопроизводства - Антон Малышев, бывший руководитель Фонда кино. Он пояснил принципы работы "Кинопрайма". Во-первых, этот некоммерческий фонд будет проводить более гибкую политику. Во-вторых, средства будут, в основном, невозвратными, то есть работать станут по принципу инвестиций. А полученную прибыль постараются так перераспределять между проектами, чтобы за счет фильмов с большим коммерческим потенциалом смогли выживать такие, которые заведомо не принесут больших дивидендов в прокате.

"Средства выдаются на условиях инвестиций. Мы хотим показать что на российском кино можно будет зарабатывать", - сказал Антон Малышев. Третье - сам принцип распределения поддержки постараются сделать не от питчинга к питчингу, а круглогодичным, то есть обратиться за помощью можно будет в любое время, а не ждать конкурса. Что немаловажно, Фонд "Кинопрайм" не видит ничего зазорного в том, чтобы поддерживать те проекты, которые уже получили финансовую поддержку как в Министерстве культуры, так и в Фонде кино. Например первый проект поддержанный "Кинопраймом" - фильм Анны Меликян "Фея" с Константином Хабенским в главной роли - уже ранее получил поддержку Министерства. Для фильма, общий бюджет которого составляет 124 миллиона рублей, понадобится создать историческую компьютерную игру. Потому что главный герой в исполнении Константина Хабенского - глава компьютерной империи, который неожиданно видит себя в облике Христа на фреске авторства Андрея Рублева.

Отвечая на вопросы обозревателя "РГ", Антон Малышев подчеркнул, что "Кинопрайм" будет помогать и в проектах, которые делаются в системе копродукции и, если понадобится, в продвижении российского кино за рубежом. Он пояснил, что планируется помощь отрасли в ее насущных проблемах. То есть, вопросы будут решаться по мере необходимости. Конечно же, первый вопрос, который возникнет у любого продюсера - когда можно обращаться за поддержкой и куда именно. Антон Малышев сказал, что потребуется еще пару недель для оформления и урегулирования "установочных" вопросов, и можно приходить по адресу Лесная 9, где будет находиться новый фонд. Предложенные проекты будут оценивать три группы - редакторская, аналитическая и экспертная. Таким образом, "Кинопрайм" имеет основания говорить о том, что будущие фильмы проходят трехступенчатую экспертизу.

В группу экспертов во главе с известным режиссером и сценаристом Павлом Чухраем вошли 9 человек. Помимо продюсеров Александра Роднянского и Сергея Сельянова, это режиссеры Алексей Федорченко и Алексей Попогребский, и четыре представителя СМИ, которые профессионально занимаются кино: Антон Долин, Иван Кудрявцев, Лариса Малюкова и Стас Тыркин (программный директор двух кинофестивалей). Павел Чухрай также присутствовал на встрече, сказал о первом частном кинофонде так: "Замечательно, что есть возможность делать кино менее формально и более динамично".

Вопрос о том, не странно ли, что одни и те же эксперты работают в разных фондах и сами же у себя просят поддержки для своего же кино, на встрече конкретно не прозвучал, однако на него неоднократно отвечали, например, в Министерстве культуры. Ответ звучит так - других экспертов в отрасли нет. И что поделать, если сведущих профессионалов не так уж и много? На самом деле, вопрос в качественной экспертизе: если кино будет устраивать зрителя, тогда вопрос о персоналиях судей отпадает сам собой.

По условиям соинвестирования проектов на один фильм будет даваться до ста миллионов рублей (средний бюджет авторского фильма сегодня 40-60 миллионов). Фонд готов оплатить до 50 процентов сметной стоимости производства. И оставляет за собой приоритетное право на получение дохода от реализации прав до достижения объема соинвестирования. Об остальных условиях можно будет говорить уже при более предметном разговоре в каждом конкретном случае.

Осталось добавить, что пока инвестор у "Кинопрайма" один - компания Романа Абрамовича Millhouse, но в будущем вполне возможно, что число желающих вложить деньги в новые фильмы через фонд увеличится. Как и число поддерживаемых фильмов. Но пока Малышев назвал цифру - 10-15 фильмов в год.