Новости

05.03.2019 19:13
Рубрика: Культура

Коридор жизни

Выходит фильм о неизвестном эпизоде блокады Ленинграда
На Мосфильме состоялся пресс-показ военно-исторической драмы "Коридор бессмертия" Федора Попова. Сценарий был написан известным в Санкт-Петербурге публицистом Дмитрием Каралисом по мотивам одноименного документального кино, рассказывающего о малоизвестной странице ленинградской блокады.

События, о которых идет речь, потрясают тех, кто увлекается историей Великой Отечественной войны. Строительство 36-километровой железнодорожной ветки от станции Шлиссельбург до станции Поляны сразу после прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года не было "засвечено" ни в сводках Совинформбюро, ни в отчетах корреспондентов фронтовых газет. А информация о железной дороге до недавних пор была доступна только узким специалистам.

"Коридор смерти", так называли дорогу строители из-за постоянных фашистских обстрелов, так и не появился картах. Но его построили за 17 дней, и по нему в блокадный город доставили 75 процентов грузов: остальное дала ладожская "Дорога жизни".

Дорогу строили, защищали и водили по ней поезда практически дети, только что закончившие школу. Именно их образы в фильме высоко оценил главный литературный и исторический консультант на съемках, писатель-фронтовик Даниил Гранин: "Девчонки настоящие. Я знал таких..."

Как сообщили журналистам, съемки проходили в Санкт-Петербурге, на озере, на военном полигоне в Луге, в Щербинке на экспериментальном кольце Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта.

- 28 января исполнилось 75 лет со дня окончания строительства дороги. 36 километров пути строили пять тысяч человек. Почти одни женщины, - рассказал "РГ" режиссёр-постановщик и соавтора сценария фильма Федор Попов. - Я родился всего лишь спустя 11 лет после окончания войны, много фильмов смотрел о блокаде Ленинграда. Но слышал только о Дороге жизни через Ладогу. И ничего - о Дороге Победы, как называли железнодорожники ветку Шлиссельбург - Поляны. Строили ее под бомбежкой, погибло много народу. А потом дорога перевезла 75 процентов всех грузов в блокадный Ленинград. За сутки приходило до 35 поездов. В каждом, считай, по 1000-1500 грузовиков, которые шли через Ладогу. Поезда бомбили. Самый жуткий момент,когда бомбили поезд, в котором находились дети. Железнодорожники наводили пути и шли дальше. Движение было в основном только ночью. У семафоров через каждые два километра стояли девчонки, освещали потихоньку дорогу и передавали информацию о том, что впереди стреляют… Когда узнал обо всем этом, был потрясен масштабом и секретностью строительства.

А у сценариста Дмитрия Каралиса отец был машинистом на этой дороге. Он и стал прототипом героя фильма.

- Прототипом главной героини Маши Яблочковой была Мария Ивановна Яблонцева, ветеран Великой Отечественной войны, старший кондуктор Ленинград-Финляндского отделения Октябрьской железной дороги, - продолжает Федор Попов. - Я был с ней знаком. К сожалению, уже ушла из жизни.

Вот говорят, что все уже про войну известно. Но это еще одно невероятное по масштабу открытие, малоизвестный факт о событии, которое приблизило Победу.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

Культура Кино и ТВ Наше кино
Добавьте RG.RU 
в избранные источники