Как родилась идея создания парка безопасности в Петербурге?
Виталий Цаплин: Мы с коллегами нашего университета достаточно давно обсуждали необходимость создания в стенах СПбГАСУ обучающей среды, которая наглядно бы демонстрировала необходимость и порядок соблюдения правил при строительных работах. Известно ведь, что обучение в среде дает значительно больший эффект. Так совпало, что некоторое время назад к нам приехали коллеги из Финляндии, которые рассказали, что у них в стране существует три специальных парка безопасности, они наглядно демонстрируют последствия нарушений правил безопасности труда на строительных площадках и позволяют убеждать работников в недопустимости возможных нештатных ситуаций. Нам эта идея понравилась, и мы решили сделать совместный проект, который был бы полезен всем. Взять хотя бы тот факт, что у нас есть совместные российско-финские строительные предприятия. А люди везде одинаковы. И проблемы тоже.
Реализовать его стало возможно благодаря программе приграничного сотрудничества Юго-Восточной Финляндии и Северо-Запада России.
Парк в Петербурге будет полностью дублировать финские аналоги?
Кирси Тайвантти: Нет. Сейчас в Финляндии действует три парка безопасности. В отличие от российского варианта, они созданы строительными компаниями в качестве собственных тренировочных баз. Парк, который строится в Петербурге, главной своей задачей ставит не тренировку, а обучение. И в этом главная особенность. Как показывает практика, на стадии обучения эффект от внедрения знаний больше.
Кто сможет посещать парк?
Виталий Цаплин: Мы хотим сделать наш парк местом для обучения всех категорий специалистов - начиная от руководителей всех уровней и заканчивая рабочими.
Также планируется, что парк смогут посещать школьники в рамках выездных уроков ОБЖ. Ну и, естественно, заниматься на площадке будут студенты всех наших направлений. Также мы открыты для сотрудничества с другими учебными заведениями, в особенности колледжами и техникумами, где готовят рабочих по строительным направлениям. Мы понимаем, что далеко не у всех учебных заведений есть учебная база, позволяющая отработать на практике все этапы образовательной программы.
Как строительные компании отнеслись к идее парка?
Виталий Цаплин: Мы плотно взаимодействуем с Национальным объединением строителей России, с объединением строителей Санкт-Петербурга. Эти структуры объединяют множество застройщиков, и они заинтересованы в нашем парке.
В целом строительный комплекс, конечно, настроен на то, чтобы обеспечивать безопасность труда. Сейчас достаточно большие нововведения произошли в законодательстве, изменен Трудовой кодекс, введены новые ГОСТы, так что требования к соблюдению безопасности во всех сферах деятельности предприятия с каждым годом становятся все строже.
Стоит отметить, что строительная отрасль стоит на пороге серьезных перемен. На самом высоком уровне анонсирован рост темпов строительства жилья, это значит, что потребность в кадрах увеличится, на стройки придут новые люди, многие, возможно, без знаний и опыта. И очень важно уже сейчас вести профилактическую работу, чтобы не допустить роста травматизма.
За основу парка берется финская модель. Отличаются ли российские требования безопасности от тех, что есть в Финляндии?
Кирси Тайвантти: В целом системы безопасности труда похожи. И в России, и в Финляндии как рабочие, так и менеджеры должны проходить обучение, инструктаж, за нарушение правил техники безопасности предусмотрена ответственность.
Отличия есть в применении средств индивидуальной защиты, в Финляндии к этому относятся строже. Контроль за соблюдением правил техники безопасности крупные застройщики осуществляют сами, и у них зачастую все в порядке. Проблемы возникают с небольшими строительными компаниями, у них нет такой четкой политики в сфере безопасности труда, как следствие, происходят нарушения, заканчивающиеся несчастными случаями.
Как же можно добиться, чтобы люди не нарушали правил?
Виталий Цаплин: В вопросах соблюдения техники безопасности необходимо задействовать психологический подход, чтобы сотрудник, выходящий на работу, понимал, что он рискует жизнью, боялся, если хотите. Создание безопасной поведенческой модели работника на рабочем месте - вот главная задача! Убежден, такой должна быть современная парадигма обеспечения безопасности труда.
Психологические факторы в вопросах безопасности труда в практике обучения мы стали учитывать давно. Например, совместно с сотрудниками крупной строительной компании ГК "КРАШМАШ" мы разработали карманные инструкции по охране труда и технике безопасности на рабочем месте. Застройщик раздал их не только непосредственно рабочим, но и их женам. Зачем? Да чтобы жены понимали, что их мужья трудятся на опасной работе, чтобы, провожая супругов на смену, лишний раз сами напоминали им о технике безопасности. И это иногда эффективнее, чем лекция специалиста по охране труда, поскольку жена кровно заинтересована в том, чтобы ее муж вернулся с работы живым и здоровым.
Проведенные исследования показали, что самый большой уровень травматизма наблюдается у двух групп рабочих - совсем молодых и неопытных в возрасте до 25 лет и сотрудников старше 45 лет. Уязвимость для рисков среди молодых специалистов составляет 39 процентов, среди опытных - 48. О чем это свидетельствует? Люди теряют бдительность и совершают ошибки, которые становятся для них фатальными.
Каждый модуль интерактивного обучения будет разделен на две зоны, в которых информация о деятельности работника и его поведении во время работы на рабочем месте будет представлена в форме инсталляции. В правой части будет представлена работа с соблюдением всех норм, в левой - сцена с последствиями нарушений правил безопасности труда. В нашей группе есть врач, который работал с пациентами, получившими производственные травмы. Таким образом, картину планируется воссоздать максимально реалистично.
Кирси Тайвантти: Даже если мы найдем небольшую причину или научимся влиять на отношение людей к своей безопасности, это будет огромный шаг вперед. Таких разработок в Финляндии не было, и в этом уникальность и огромное значение российского проекта.
Какие инсталляции появятся в первую очередь?
Виталий Цаплин: Уже в феврале 2020 года мы должны запустить два модуля, посвященные отделочным и сварочным работам. Начали с этих направлений по той причине, что для этих сфер уже разработаны профессиональные стандарты.
К 2021 году откроются все площадки. Появятся модули по земляным, бетонным, грузоподъемным, столярным, электротехническим работам, работам на высоте и с сосудами и трубопроводами высокого давления. Это всего лишь малая часть видов строительных работ, по которым мы собирали данные, проводили идентификацию вредных и опасных факторов, возникающих при выполнении того или иного вида работ, и на основании полученных сведений выбрали самые травмоопасные направления, которые и будут визуализированы в первую очередь.
Всего же в строительном производстве более 60 видов работ, и каждый из них имеет подвиды. Поэтому, конечно, в перспективе мы рассчитываем, что парк будет расти и со временем охватит все виды строительной деятельности.
Площадка, к слову, не ограничится инсталляциями. В парке предусмотрен компьютерный класс на 30 мест, где будет проводиться обучение с помощью видеоигр, симулирующих ситуации на реальной строительной площадке. Также там предусмотрены теоретические модули и программы для прохождения тестов.
Не секрет, что за нарушением техники безопасности часто стоит желание сэкономить. Сможет ли парк переубедить недобросовестных участников рынка?
Виталий Цаплин: Это очень серьезная проблема. Мы хотим через определенные стимулы, известные в науке как "стимул-реакция", добиться правильной реакции человека на выполнение тех или иных действий, чтобы сотрудник без средств индивидуальной защиты отказался бы работать на высоте, какие бы деньги ему ни предлагали. Мы хотим, чтобы никакому менеджеру даже в голову не пришло направить сотрудника на объект без каски или страховочного троса. Это достаточно амбициозная задача. Мы все ходим по городу, видим объекты, где с грубыми нарушениями установлены строительные леса, где рабочие находятся на высоте без страховки. Конечно, к каждому дому не поставишь специалиста из надзорного ведомства, но, как мне кажется, если максимальное число участников рынка получат полную и честную информацию о том, чем могут закончиться попытки сэкономить на безопасности, то это должно задеть какие-то струны, люди должны задуматься о последствиях.