Реформа уже идет и предполагает внедрение риск-ориентированного подхода (РОП) на всех уровнях власти, автоматизацию контрольно-надзорных мероприятий.Однако, как поясняет уполномоченный по защите прав предпринимателей в Псковской области Аркадий Мурылев, сейчас региональные и федеральные контрольно-надзорные органы (КНО) все еще работают на основании тысяч законов и подзаконных актов.
- С одной стороны, необходимо пересмотреть, обновить и упростить нормативную базу, которой руководствуются КНО, о чем говорил в своем послании президент, - отмечает Аркадий Мурылев. - С другой стороны, нужен единый нормативно-правовой акт, которым могли бы руководствоваться при проверках субъекты бизнеса. Некая памятка, где будут наглядно и схематично изложены допустимые действия.
В какой-то степени к памяткам для бизнеса можно отнести чек-листы, введенные в начале прошлого года. Это списки контрольных вопросов, на которые субъект бизнеса может ответить заранее - и тогда встреча с контролерами пройдет максимально гладко. Каждое ведомство руководствуется собственными вопросниками. В прошлом году, по информации проектного офиса по реализации реформы контрольно-надзорной деятельности, в работе находилось около 300 проверочных листов.
Новшество действительно помогло относительно крупным компаниям, имеющим в штате бухгалтеров и юристов. Однако собственники микропредприятий, которые ведут бухгалтерию и занимаются юридическим сопровождением бизнеса без помощников, заявили об усилении надзорного бремени. Так, к Аркадию Мурылеву обратился глава псковского микропредприятия, который пытался самостоятельно разобраться с чек-листом МЧС. Чтобы ответить на все 180 вопросов, у предпринимателя ушла бы неделя .
- Чек-листы являются шагом в правильном направлении. Однако списки контрольных вопросов необходимо сокращать, - продолжает псковский бизнес-омбудсмен. - Кроме того, я предлагаю ввести надзорные каникулы для крупных компаний, заключивших инвестсоглашение с администрацией области, - по аналогии с надзорными каникулами для малого бизнеса. Эта инициатива стала реакцией на обращения инвесторов, которым на начальном этапе своей работы пришлось уделять больше времени не инвестированию, а общению с контролерами. Надеюсь, она найдет отражение в регламентах псковских КНО.
По словам председателя правления Ассоциации юристов России Владимира Груздева, система КНД формировалась в советское время, и многие подходы с тех пор не изменились. Поэтому модернизации требуют не отдельные нормативно-правовые акты, а сами принципы, на которых строится работа контролеров. Так, следует максимально исключить общение чиновников и граждан в очном формате.
На это в том числе будет направлен новый законопроект о контрольно-надзорной деятельности.
- Полностью отказаться от выездных проверок не получится, но их следует применять, только если существует угроза жизни и здоровью людей, - соглашается председатель Союза предпринимателей Новгородской области Дмитрий Койков.
По словам Койкова, новгородские предприниматели испытывают немало сложностей в связи с региональными проверочными мероприятиями. Надзором на уровне области занимается несколько министерств и инспекций, запросы которых могут дублироваться, а могут и противоречить друг другу. Союз предпринимателей региона предлагает создать единую контролирующую структуру. Так поступили, кстати, в Калининградской области. В самом западном российском регионе министерство регионального контроля стало правопреемником контрольно-ревизионной службы, государственной инспекции архитектурно-строительного надзора, государственной жилищной инспекции и областного минстроя.
Еще одно предложение - выделить микропредприятия в отдельную категорию проверяемых организаций. Конкретный пример: индивидуальные предприниматели не обязаны сдавать бухгалтерский баланс - в отличие от ООО, чьи финансовые показатели могут не превышать показателей ИП. По мнению Дмитрия Койкова, необходимо уравнять в правах микрокомпании независимо от их организационно-правовой формы и предоставить "малышам" дополнительные преференции в рамках надзорных каникул. А сами КНО ориентировать на помощь своим "подопечным", которая позволит выбрать наиболее выгодные режимы налогообложения.
Риск-ориентированный подход, который в перспективе будут внедрять на всех уровнях, уже сейчас применяют отдельные федеральные ведомства и субъекты РФ. Так, на Вологодчине на РОП уже перевели десять видов регионального контроля.