- 30 миллиардов долларов российские граждане сегодня тратят за пределами страны, - заметил, открывая форум, министр экономического развития России Максим Орешкин. - Чтобы наши соотечественники оставляли их здесь, а также чтобы рос иностранный турпоток, необходимо работать над развитием ряда направлений.
Одним из таких направлений как раз и может стать круизный туризм. По оценке министра, сейчас отрасль попала в "негативную спираль": требования российских и иностранных туристов растут, глобальная конкуренция увеличивается, качество же предоставляемых услуг оставляет желать лучшего из-за того, что пассажирский флот изношен: средний возраст кораблей - более 40 лет. Поэтому, чтобы стимулировать развитие круизного туризма, нужно как минимум обновить пассажирские теплоходы. Судостроители готовы это сделать, но просят поддержки государства. По словам и. о. вице-президента по гражданскому судостроению Объединенной судостроительной корпорации Игоря Шакало, без лизинговых средств этот бизнес не заработает.
- Мы готовы продолжить строительство круизных судов и разработку новых. И не только для плавания по Волге, но по Енисею и Оби. Расчеты показали, что эффективная лизинговая ставка по транспортным судам не должна превышать 2,5 процента. Эти расчеты мы представили руководству страны.
Сейчас на верфях корпорации строят четыре круизных судна на заводе "Красное Сормово" в Нижегородской области и три - на судостроительном заводе "Лотос" в Астраханской области. Как раз на "Лотосе" строят лайнер "Петр Великий", который предполагают отправить в круиз по Каспийскому морю. Гендиректор Московского речного пароходства Константин Анисимов считает, что подобные морские круизы будут очень востребованы.
- Так как круизов по Каспию еще не было, спрос на них очень велик. Думаю, на ближайшие годы все билеты будут распроданы. И как только завершится строительство лайнера, пароходство сразу будет готово начать круизы. Возможно, это будет уже июнь 2020 года, - добавил Константин Анисимов.
Предполагается, что лайнер станет ходить по маршруту, Баку - Сочи и Баку - Москва и обратно. При этом, по словам главы пароходства, к началу круизов по Каспию нужно уладить пограничные и таможенные формальности.
- Предлагаем хотя бы в Астрахани ввести порядок оформления пассажиров, примерно такой же, как при оформлении грузовых судов, когда комиссия приезжает на корабль, проводит проверку экипажа и дальше он может двигаться в сторону границы в Каспийское море. Если нас поддержат пограничники и ФСБ, то мы в следующем году сразу начнем круизы по Каспию.
Кроме этого, есть сложности с портовой инфраструктурой в Махачкале и Дербенте, которые сегодня не приспособлены для приема круизных туристических судов. Поэтому начать круизное сообщение планируется пока без Дагестана, отправляясь из Астрахани сразу в Казахстан. Для привлечения иностранных туристов предлагается упростить визовые процедуры. Проведенный в прошлом году чемпионат мира по футболу показал, что при облегченном получении визы количество желающих приехать в Россию увеличивается. Теми же методами можно пользоваться, предлагая иностранным гостям круизы. По мнению замминистра экономического развития РФ Сергея Галкина, каспийский регион в развитии круизного туризма является знаковым.
- Его потенциал способен дать мощный импульс для развития круизного туризма не только на Каспийском море, но и во всем волжском бассейне. Это международный маршрут, который позволит привлечь прикаспийские государства к обмену туристическими потоками, - добавил замминистра.