Александр Лукашенко о союзе с Россией: Судьба у нас такая - жить вместе
Повышенный интерес к мероприятию был объясним: подобный формат общения предполагает откровенность. Да и сам Президент Беларуси заявил, что таких понятий, как "неудобный или неуместный вопрос", он не признает. В итоге "Большой разговор..." продолжался семь с половиной часов.
Что же интересовало участников разговора? Первым взял слово генеральный директор радиостанции "Говорит Москва" Владимир Мамонтов - он попросил Президента Беларуси поделиться своим видением дальнейшего развития Союзного государства.
Для начала Александр Григорьевич напомнил, что именно его называют в России главным инициатором Союза. И неспроста: "Я всегда говорил в России и здесь, что судьба у нас такая - жить вместе... Знаете, когда я определялся на заре нашей независимости, с кем быть и как быть, во многом судьбу нашего государства и мою политику предопределило то, что у нас не только люди завязаны друг на друга, мы родные. Под это и весь экономический базис был подведен".
Белорусский лидер уточнил, что к тесным союзническим отношениям с братской Россией его подтолкнули многие факторы. "Вы знаете, мы тогда могли решить многие вопросы, и, может быть, мы уже сегодня бы жили в какой-то форме какого-то государства. Может, не федерации, а конфедерации, может, по принципу Европейского союза. И валюта была бы у нас общая", - пояснил Александр Григорьевич.
Но сейчас, по мнению белорусского Президента, надо учитывать тот факт, что за время существования Союза выросло уже два поколения людей - "поколения суверенного независимого государства". И это уже совсем другие люди, которые не жили во времена СССР, а потому "не помнят его мощи". И в разговоре с ними требуются уже иные аргументы.
Отдельно Александр Лукашенко остановился на теме государственного суверенитета Беларуси. "Никаких замашек со стороны, по крайней мере президента России, на то, что надо Беларусь инкорпорировать или включить в состав России, я ни разу не услышал, - констатировал белорусский президент. - Даже настроения такого не было. Я знаю этого человека уже два десятка лет, я бы почувствовал. Поэтому я искренне и честно говорю - нет никаких намерений у огромной страны поглотить Беларусь".
Основным принципом выстраивания союзных отношений с Россией Александр Лукашенко считает равноправие: "Других принципов быть не может - не важно, большая страна, малая... Белорусы сегодня хотят быть вместе с Россией, но жить в своей квартире. Что в этом плохого? Я думаю, этим путем надо идти. И, обсуждая с президентом России этот вопрос, мы четко договорились, что сегодня ни в коем случае нельзя "пережимать" ситуацию. Нельзя делать шагов, которые будут во вред. Поэтому, когда мы вели диалог о договоре Союзного государства, разговор строился так".
Впрочем, не все проблемы, возникающие в рамках Союзного государства, обязательно должны решаться на уровне двух президентов. Об этом Александр Григорьевич тоже сказал. И напомнил, что есть Высший Государственный Совет, союзный Совмин, Парламентское собрание Союза Беларуси и России, наделенные большими полномочиями.
"Решать проблемы белорусско-российских отношений, в том числе в рамках Союза, надо шаг за шагом, не торопясь, и по многим вопросам мы решение приняли", - подытожил Александр Лукашенко.
...Немного погодя микрофон взял известный политолог, доцент МГИМО Кирилл Коктыш. И опять вернул белорусского президента к обсуждению тем интеграции. Он напомнил, что в следующем году Беларусь будет председательствовать в ЕАЭС. И поинтересовался, как именно страна планирует воспользоваться столь высоким статусом. Александр Лукашенко пояснил: "Если говорить совершенно искренне и откровенно, я больших надежд не лелею в плане нашего Евразийского экономического союза. Слишком много настороженностей, разногласий. И что, наверное, совсем неприемлемо - экономический союз начинает все больше политизироваться. У нас в наших отношениях, торговле и так далее огромное количество изъянов, и, что печально, принимая решения, мы порой эти решения не исполняем. Если и вносим какое-то разумное решение по какой-либо проблеме, то пока все примем, выхолащиваем решение этой проблемы до состояния, что оно просто не имеет никакого значения. Даже отсутствие границ в экономике, свободное перемещение для товаров, капиталов, людей и так далее - каждая страна пытается обойти и заблокировать это движение".
Лукашенко уточнил, что очень большие споры есть, например, у Казахстана с Кыргызстаном, да и в целом у стран - членов ЕАЭС периодически наблюдаются проявления "национального эгоизма".
Белорусский президент констатировал: "Если говорить откровенно, особо не рассчитываю в этом вопросе на прорыв. Даже если мы начнем председательствовать в ЕАЭС, возглавим Евразийскую экономическую комиссию - там все вопросы в консенсусе принимаются. От позиции одного государства, даже самого крупного, вряд ли что-то зависит, если хотя бы одно государство будет против. А вот эта тенденция, которая у нас существует в силу определенных причин, - она не дает надежд". Впрочем, об отказе от интеграции не может быть и речи. "У нас много проблем, но вы должны понимать: мы будем действовать по строго заключенным договорам и соглашениям, будем стараться более глубокую интеграцию продвигать, проталкивать, проламывать, - пообещал белорусский лидер. - Не только потому, что мы привязаны к этой интеграции, - это наша жизнь. Эта интеграция всегда нам на пользу".
...Желающих задать вопрос президенту было много. Спрашивали о цифровой экономике и амнистии капитала, национальной идее и судьбе русского языка в Беларуси. Был задан вопрос и о следующей встрече с Владимиром Путиным. Выяснилось, что она пока не планируется. Но... "Если будет такая необходимость - в течение суток договоримся, - заверил Александр Лукашенко. - У нас глубина отношений и отношения с ним таковы, что мы всегда в течение суток найдем время, если для этого нужно будет, для того чтобы встретиться". Когда один из журналистов поинтересовался, горнолыжный костюм какой фирмы был на белорусском президенте во время его недавней встречи с Владимиром Путиным в Сочи, Александр Лукашенко ответил прямо: куртка куплена 12 лет назад, штаны вообще другой фирмы. А горнолыжную шапочку подарила прославленная биатлонистка Дарья Домрачева. Лыжи у президента Fischer, но и это подарок.
Оживление в зале вызвал и вопрос о музыкальных пристрастиях Александра Григорьевича. Белорусский президент искренне признался, что в отличие от своего младшего сына Николая, получающего специальное музыкальное образование, он не любит и не понимает классическую музыку. "Я люблю лирику, люблю народную музыку, то, что полегче и покрасивее звучит, - пояснил Александр Григорьевич. - В библиотеке и в кабинете - баян, который мне подарили итальянцы, ручная работа. Супер! Но время ушло, я уже не могу так играть, как раньше, и редко его беру в руки, чтобы от чего-то отвлечься. А музыка другая звучит, и исполнители другие. Вы видели его (сына Николая. - Прим. ред.) на сцене. У него получается. Поэтому хватает музыки".