ЦБ рекомендует собирать биометрию быстрее и лучше

Банк России недоволен тем, как банки относятся к его проекту внедрения удаленной идентификации клиентов (по записи голоса и снимку лица), и выпустил специальные рекомендации на этот счет. Банки согласны, что Единая биометрическая система (ЕБС) пополняется медленно, но объясняют это низким спросом на новую услугу.
GettyImages

Рекомендации должны помочь банкам ускорить процесс регистрации в ЕБС и в системе портала госуслуг, сократить количество технических накладок, сделать сам факт возможности сдать биометрические образцы заметным для клиентов и правильно информировать их об этом. Так, в главном меню терминалов электронной очереди должна появиться отдельная "биометрическая" кнопка, а на главной странице сайта банка и его мобильного приложения - информация о том, что клиентом можно стать с помощью удаленной идентификации.

По данным оператора ЕБС - "Ростелекома", возможность получать финансовые услуги с помощью удаленной идентификации до сих пор поддержали только четыре банка.

При этом биометрию собирают 150 банков. Принимать биометрические образцы банки обязывает закон (к 1 июля они должны обеспечить сбор в 60 процентах своих отделений, к началу 2020 года - повсеместно), но вопрос, принимать ли новых клиентов только по голосу и лицу, остается всецело на их усмотрение. Многие банки планируют начать предоставление услуг с помощью биометрической идентификации в этом году.

Правовые аспекты работы банков эксперты "РГ" разъясняют в рубрике "Юрконсультация"

"Спрос на услугу сбора биометрии есть, но пока достаточно сдержанный", - говорит руководитель департамента развития онлайн-каналов Альфа-Банка Дамир Баттулин. Банки схожим образом оценивают причины, по которым за восемь месяцев клиентов, воспользовавшихся Единой биометрической системой, набралось не так много.

Во-первых, не все банки пока принимают биометрию, во-вторых, клиенты еще только привыкают к этой возможности и начинают понимать ее преимущество, говорит представитель банка "Ак Барс". "Когда накопится критическая масса клиентов, система начнет развиваться быстрыми темпами", - считает он.

"Клиенты банков пока не понимают ценности использования биометрической идентификации, а также опасаются утечки данных третьим лицам, например, коллекторам или передачи в силовые структуры без уведомления клиентов, - объясняет крайне медленный рост числа граждан, сдавших биометрию, начальник отдела развития цифровых платежных сервисов Промсвязьбанка Ольга Алексюк. - Кроме того, были прецеденты, когда банки собирали биометрические данные, но использовали их для собственных нужд, не передавая в единую систему".

Конфликту между Единой биометрической системой и аналогичной системой отдельного банка посвящен особый пункт в рекомендациях ЦБ: "в целях исключения случаев введения клиента в заблуждение о факте его регистрации в ЕБС" банку следует информировать клиента о том, в какую именно базу передаются его данные. Собственную биометрическую систему развивает Сбербанк. В его пресс-службе отказались от комментариев.

Биометрическая идентификация может получить развитие при популяризации ее преимуществ и расширении возможностей использования биометрических данных, считает Андрей Шурыгин, руководитель дирекции биометрических технологий Почта Банка (один из четырех банков, уже принимающих клиентов на обслуживание через биометрическую идентификацию). Он говорит, что интерес к сдаче биометрических шаблонов проявляют не только жители "миллионников", но и небольших городов, например, Александрова во Владимирской области, Славянска-на-Кубани в Краснодарском крае, в Смоленске. Используют возможности удаленной идентификации (открытие вклада, подача заявок на кредит, переводы, платежи) в основном люди из так называемой экономически активной категории - от 20 до 50 лет, но также есть пенсионеры и молодые люди, отмечает Шурыгин.

Заместитель председателя Банка России Ольга Скоробогатова на Уральском форуме в феврале в качестве одной из основных причин трудностей со сбором биометрии называла длительность процесса. В среднем граждане, согласно проведенному Банком России опросу, готовы регистрироваться в Единой биометрической системе, если это занимает не больше 5 минут. "Сейчас, по нашей статистике, в зависимости от банка он занимает от 10 до 25 минут", - говорила Скоробогатова.

Первыми стали открывать вклады и подавать заявки на кредит с использованием биометрической идентификации экономически активные люди от 20 до 50 лет

"Альфа-Банк реализовал очень простую и быструю для клиентов и для сотрудников процедуру сбора данных, - говорит Баттулин. - Разработанное банком приложение дает графические и текстовые подсказки оператору для быстрого фотографирования и записи голоса. В среднем процедура сбора занимает около 5 минут". Такое же время называет представитель банка "Ак Барс". "В среднем в Совкомбанке данный процесс занимает от 5 до 7 минут", - говорит зампред правления Совкомбанка Алексей Панферов. В Промсвязьбанке регистрация данных занимает 10 минут.