06.03.2019 12:47
    Поделиться

    Снег заменил воду жителям костромской деревни

    Жители костромской деревни Лодыгино оказались словно в каменном веке: чтобы помыться и приготовить еду, они вынуждены растапливать снег. Причиной неприятностей селян стал конфликт с местными коммунальщиками. В проблеме разбиралась корреспондент "РГ".
    Анна Скудаева/ РГ

    Благодать без удобств

    "Уважаемая редакция! Просим вас помочь в решении нашей проблемы. Коммунальщики отключили нам воду и не хотят подключать, хотя мы за услугу много лет исправно платили. И теперь мы, в XXI веке, вынуждены топить снег. Это какое-то издевательство", - с таким криком о помощи в "РГ" обратились обитатели деревни Лодыгино Островского района Костромской области.

    Дорога в деревню лежит вдоль красивейших лесов. Буквально в 200 метрах от Лодыгина раскинулось село Щелыково, где сохранилась усадьба русского драматурга Александра Островского. После смерти писателя имение Щелыково стало местом отдыха актеров московского Малого театра. С 1928 года "Старый дом" Островского стал домом отдыха при театре. Сейчас там действует санаторий, который с советских времен снабжает водой из артезианских скважин Щелыково и соседние деревни Лодыгино и Василево.

    Накануне Нового года в доме жительницы деревни Лодыгино Лилии Соловьевой отключили холодную воду. Поначалу пенсионерка, живущая вместе с сыном в деревянной избе, не придала этому большого значения: были отключения и раньше. После ремонта старых труб вода всегда возвращалась. Повздыхав об очередной аварии, селяне по привычке отправились с ведрами в огород. Набрали снега, уплотнили его деревянным поленом и внесли в дом.

    - Чтобы помыть посуду, сделать уборку в доме, искупаться, нам нужно несколько больших емкостей. Снег в тепле тает. Если хорошенько уплотнить его поленом, воды получается примерно треть от объема фляги, - посвящает в бытовые хитрости сын Лилии Соловьевой Арсен.

    Исправить поломку до новогоднего торжества коммунальщики не успели. Все праздники в доме Соловьевых прошли в беготне с ведрами и тазиками.

    Пользуйтесь колонкой

    Устав тщетно названивать ответственным за ЖКХ, сразу после каникул жители Лодыгина отправились в санаторий и написали письменное заявление с просьбой ускорить ремонт. Однако вместо долгожданной влаги в ответ на свое обращение заявители получили письмо.

    "Снабжение принадлежащего Вам домовладения с прилегающим земельным участком в деревне Лодыгино осуществляется от водоразборной колонки. Вы имеете право по своему выбору использовать любую водоразборную колонку на территории д. Лодыгино при условии своевременного внесения платы за потребленный коммунальный ресурс", - сообщалось в ответе директора санатория Людмилы Голубевой.

    "В течение многих лет мы оплачивали счета за холодную воду, а теперь оказалось, что не имеем права пользоваться центральным водопроводом

    Прочитав послание, Лилия Соловьева не на шутку удивилась: в течение многих лет ее семья оплачивала коммунальные счета не за колонку, а за центральное холодное водоснабжение, и санаторий их принимал.

    - Все эти годы я считала, что раз я плачу за воду, а коммунальщики деньги берут, у нас с ними заключен договор. У меня хранится каждая квитанция! А тут вдруг выяснилось, что никакого права пользоваться центральным водоснабжением я якобы не имею, - посетовала пенсионерка.

    Семья Лилии Соловьевой переехала под Кострому из Москвы несколько лет назад.

    - Раньше мой папа работал шеф-поваром в санатории Всероссийского театрального общества в Щелыкове. В детстве мы очень любили приезжать сюда летом. В 1999 году купили этот деревянный дом, который использовали как летнюю дачу. Потом на 10 лет уехали жить в Канаду. В 2010 году я вернулась, а вместе со мной приехал сын, который не захотел оставлять меня одну. Теперь мы живем в этом доме постоянно, - рассказала Лилия Абдуловна.

    Пока Лилия Соловьева жила за границей, коммунальщики успели изрядно похозяйничать на ее участке: вокруг дома без разрешения хозяев взломали забор, через яблоневый сад разрыли канаву и проложили в ней трубу для водоснабжения соседних домов.

    - Мне было безумно жаль сломанных яблонь! Но судиться с соседями и санаторием за такое самоуправство я не стала. Мы тоже пользовались этой водой, платили за нее деньги. Позже руководительница санатория зачем-то начала требовать документы на землю. Помня об истории со взломом забора, отдавать ей что-либо мы побоялись: вдруг утром проснешься - а земля уже не твоя? Вот после этого у нас и начались проблемы с водой, - вспоминают Лилия и Арсен.

    Золотая вода

    Проблемы с водой возникли не только у семьи Соловьевых, но и у их многочисленных соседей. Узнав о приезде журналистов, в дом Лилии Абдуловны пришли жители Щелыкова. Они пожаловались на гигантские счета за воду, которые выставил им санаторий: людям предложили оплатить коммунальный ресурс по новым ставкам: от 23 до 135 тысяч рублей в месяц. При этом счета выставили не только ныне живущим в домах, но и их давно умершим родственникам. Как рассказала "РГ" местная жительница Надежда Дьяченко, странные платежки селянам пришли с такими суммами, что некоторым от переживаний стало плохо.

    - Мне в ноябре пришла платежка за холодную воду на 102 тысячи рублей! Счет выставили за трех человек, хотя я живу в квартире одна: мой отец два года назад умер, а сын уехал в Иваново (он там зарегистрирован). Но даже и на одного человека счет в 33 тысячи рублей - астрономический! Мы возмутились и подали коллективную жалобу в прокуратуру, - рассказала Надежда Дьяченко.

    На прием к руководству санатория жители окрестных деревень ходили несколько раз. Поняв, что решать проблему никто не собирается, Лилия Соловьева обратилась за помощью к районным властям и к прокурору.

    Из администрации Островского района в Лодыгино приехала комиссия. Чиновники походили по участку, поговорили с поставщиками воды и вынесли печальный вердикт: санаторий - учреждение частное. Повлиять на его руководство муниципальные власти не могут.

    - В районной администрации нас выслушали и предложили бесплатно оказать нам юридическую помощь - подготовить исковое заявление в суд. Видимо, по-другому решить этот вопрос не удастся. А пока мы продолжаем топить снег, - посетовала Соловьева.

    Предоставить комментарий корреспонденту "РГ" по ситуации с водоснабжением в санатории отказались: директор Людмила Голубева оказалась недоступна, а ее заместитель по хозяйственным вопросам Роман Круглов от беседы уклонился, ссылаясь на крайнюю занятость.

    В областной прокуратуре уточнили, что по итогам проверки прокурор района внес директору санатория представление с требованием устранить нарушения. После этого в санатории издали приказ о произведении перерасчета платы за коммунальную услугу, исходя из показаний приборов учета. Что касается заявления жителей деревни Лодыгино по ситуации с отключением холодной воды, то по этому вопросу прокуратурой проводится проверка.

    Комментарии

    Игорь Пищаев, первый заместитель директора департамента по строительству, ЖКХ и ТЭК Костромской области:

    - Руководитель санатория мотивировала расчеты тем, что у граждан в многоквартирных домах не была проведена поверка счетчиков. Жители поселка сразу обратились в администрацию Островского района, где им разъяснили, что расчеты за пользование холодной водой были произведены неверно, поэтому ничего оплачивать не нужно. Новые платежные документы с исправленными начислениями жители поселка уже получили.

    Александр Белозеров, начальник управления региональной безопасности Костромской области:

    - В деревне Лодыгино Островского района проживает 15 человек. У жителей, с которыми сотрудникам управления удалось побеседовать, никаких претензий и жалоб на отсутствие воды нет. Мы проверили работу колонок и скважин. Две центральные колонки, вода в которые поступает от скважины санатория "Щелыково", в рабочем состоянии. Кроме того, в деревне есть еще три колодца и скважина. Люди полностью обеспечены питьевой водой. Что касается непосредственного обращения жительницы деревни Лодыгино в прокуратуру - это исключительно спор между хозяйствующим субъектом и частным лицом, который решается в судебном порядке. В настоящее время районная прокуратура рассматривает ее обращение.

    Пока верстался номер

    В Союзе театральных деятелей России, которому принадлежит санаторий "Щелыково", сообщили, что после серии многочисленных жалоб "решается кадровый вопрос по директору санатория". В ближайшее время учреждение возглавит другой руководитель. Вскоре после этого разговора в "РГ" позвонила Лилия Соловьева и сообщила, что вода в ее доме неожиданно появилась.

    Поделиться