06.03.2019 12:37
    Поделиться

    В Воронеже реконструировали балет XIX века

    В Воронеже реконструировали балет 1890 года
    Премьера "Спящей красавицы" на музыку Чайковского состоялась в Воронежском театре оперы и балета. Постановщик Юрий Бурлака отреставрировал хореографию, созданную великим Мариусом Петипа в конце XIX века.
    Андрей Архипов

    Получилось красочное, многолюдное, пышное действо, позволяющее труппе не только показывать свое мастерство, но и расти. Главную партию будут попеременно исполнять ведущие молодые солистки театра - Елизавета Корнеева и Марта Луцко, их партнерами станут премьеры Михаил Ветров и Иван Негробов.

    Этот балет не теряет популярности более века. Его называют энциклопедией танца - классические вариации и дуэты сочетаются с бальными сценами, у характерных персонажей есть большой простор для пантомимы.

    Впервые зрители увидели "Спящую красавицу" на сцене Мариинского театра в XIX веке

    В основе либретто - сказка Шарля Перро "Красавица спящего леса". Фею Карабосс (в воронежском спектакле ее играет Олег Рудометкин), как мы помним, не позвали на крестины принцессы Авроры. Через 15 лет злопамятная старуха подсунула девушке веретено. И спать бы всему королевскому двору до второго пришествия, если бы не доброта феи Сирени (Диана Егорова) и не наивный романтизм принца Дезире, способного устремиться в мрачную чащу за тенью настоящей любви. В финале на свадьбу собираются прекрасные волшебницы и фрейлины, Кот в сапогах и Голубая птица, Красная Шапочка с Волком... Парадом героев из разных французских сказок балет и завершается. Поэтому история получается немного "ванильной" (у Перро же сюжет закручен лихо - на маленьких детей Авроры точит зубы свекровь-людоедка). Но такие истории находят множество поклонников во все времена.

    Впервые зрители увидели "Спящую красавицу" на сцене Мариинского театра в 1890 году. Чайковский писал по детальному "техзаданию" балетмейстера - Петипа четко, вплоть до количества тактов, прописывал содержание номеров, чтобы музыка идеально соответствовала его замыслу. Спектакль стал одним из символов русского балета XIX века. Его ставили и в "аутентичном" виде, и в более современных редакциях.

    Двадцать лет назад балет реконструировали в Мариинском - на основе архивных записей Сергей Вихарев (не менее известный, чем Бурлака, специалист по реставрации классики) воссоздал хореографию и декорации той самой "Красавицы". Теперь подобный опыт могут оценить в Воронеже. Это уже вторая постановка Юрия Бурлаки в столице Черноземья - год назад он представил здесь балет Адана "Корсар", также основываясь на сведениях об оригинальной постановке Петипа.

    Прямая речь

    Юрий Бурлака, заслуженный артист России, хореограф-постановщик, главный балетмейстер Самарского театра оперы и балета:

    - Что можно найти нового и неизвестного в балете, которому почти 130 лет? Может быть, ответ в том, что классический балет - это та база, на которой строится хореографический театр более поздних эпох? Без нее теряет смысл все то, что появляется после. И это касается даже постановок, созданных языком современного танца, ведь их авторы зачастую идут "от противного", строят собственную эстетику на отрицании классического танца. Уберите его - и отрицать станет нечего. В классическом балете есть гармония и уравновешенность, он дает то спокойствие красоты, которого нам зачастую так не хватает в суетном и несовершенном окружающем мире. Спектакли романтической эпохи подкупают эстетикой линий и чистотой эмоций. В их сюжетах царствует справедливость. Наивно? Возможно. Но что это, если не глубинное стремление каждой человеческой души? Классика тем и прекрасна, что ей уже никому ничего не надо доказывать. Классические произведения обладают собственной ценностью вне зависимости от того, интересуются ими в данный момент или нет.

    Поделиться