Пермскому педагогу и журналисту Татьяне Черепановой исполнилось 70 лет

В Пермском крае мало изданий, в коллективах которых не знали бы журналиста, редактора, члена президиума Пермской краевой организации Союза журналистов России Татьяну Черепанову. Для кого-то она коллега, для кого-то педагог и наставник. А для многих - друг.
Архив Т.Черепановой

Казалось бы, ничего удивительного - она лицо медийное, долгие годы была главным редактором, преподавателем журфака, человеком, без которого не обходится ни одна "Журналистская весна", ни одно серьезное мероприятие в Союзе журналистов. Однако это не та известность, что возникает от частого упоминания, от того, что статус обязывает позвать, пригласить, внести в списки. Это известность другого уровня.

Мы встретились с Татьяной Черепановой накануне ее юбилея и после завершения регионального конкурса журналистского мастерства имени Аркадия Гайдара, где она была председателем жюри.

Татьяна Алексеевна, иногда кажется, что ваше имя сродни камертону, по звучанию которого те, кто с вами знаком, выверяют тональность своей профессиональной деятельности. Вы ощущаете свое влияние на умы?

Татьяна Черепанова: Пожалуй, да. Иногда даже напрямую - в общении с коллегами. Последние три года мы с Мариной Вяткиной на базе Дома журналистов вели вебинары для сотрудников городских и районных газет. В СМИ ведь работает множество людей без профильного образования. Библиотекари, учителя и даже технари. И какие-то азы, как показывает практика, этим людям необходимы.

Поэтому мы берем две важные темы: "Журналист спешит на помощь" и "Учимся жанрам". И я вижу, что результат есть: "выпускники" побеждают в конкурсах профмастерства, на "Журналистской весне". А недавно один из них, совсем еще молодой человек, стал редактором районки.

Я 15 лет преподавала на факультете журналистики и всегда интересуюсь работой тех, кто ходил в университете на мой спецкурс. Считаю, что в крае сохраняются достойные журналистские традиции, в том числе благодаря краевому Союзу журналистов. В последнее время он серьезно прирастает количественно, постоянно действуют четыре клуба журналистского мастерства.

Курс "Журналист спешит на помощь" сегодня актуален? Вокруг все говорят, что такая журналистика умерла.

Татьяна Черепанова: Мимо меня прошло несколько журналистских "эпох". Я работала и в советской прессе, в которой было немало интересного, а главное - она была действенной. Видела и переходный период. Считаю, что 1990-1995-е годы стали временем настоящей свободной журналистики, как это было в газете "Пермские новости". Коммерциализация всего и вся началась несколько позже. Знаю, как работает деловая пресса, была главным редактором такого издания.

Не скрою, собиралась, как некоторые мои коллеги, уходить из профессии. Не верила, что она может возродиться, казалось, все куплено, продано и ничего настоящего уже нет. Но сейчас вижу - есть!

Если говорить о курсе, который я веду, то по своей природе я социальный журналист, и для меня всегда было важно защитить конкретного человека, облегчить ему жизнь. Чем я всегда в основном и занималась. Сегодня это, на мой взгляд, еще важнее. Но я всегда сразу предупреждаю тех, кто хочет стать журналистом: наша работа грозит выгоранием.

А как вам удавалось совмещать личное и общественное?

Татьяна Черепанова: Непросто. Работа всегда была так же важна, как семья. Возможно, это не совсем правильно, но для меня все было так. И тут спасибо моему мужу, который и принимал, и понимал, и помогал. Сейчас я иногда жалею о том, что слишком много времени отдавала работе. Очень люблю внуков, их у меня четверо - самое большое личное достижение!

Какими профессиональными успехами вы гордитесь больше всего?

Татьяна Черепанова: Радуюсь за учеников. Горжусь, что трижды в разные годы была лауреатом Гайдаровского конкурса: трудно заслужить признание коллег. Важно, что газета "Деловое Прикамье", главным редактором которой я была семь лет, получила правительственную премию. Еще одна награда, самая дорогая, существует вообще в единственном экземпляре - коллеги вручили мне медаль "За верность газете".

Как вы видите, что из человека может вырасти настоящий журналист?

Татьяна Черепанова: Ценю, когда у людей есть позиция, свое мнение, знания, интеллигентность, стремление понять другого, желание двигаться вперед. Ну и потом, я стараюсь видеть в людях лучшее. В какой бы газете я ни работала - а их было семь! - я стремилась, чтобы журналисты могли писать то, чего требует душа. Да, у издания есть своя политика, обязательства и правила. Но в любом случае у журналиста должны быть материалы, в которых он может раскрыться.

Что пожелаете женщинам в преддверии 8 Марта?

Татьяна Черепанова: Всем - понимания, терпения, свободного времени. Любви! А своим ученикам я всегда советую: не ходите в журналистику. Эта профессия забирает многое, если не все, забирает жизнь.

И я им говорю: "Если можете не писать, то не пишите". Как у Чехова в "Правилах для начинающих авторов": ребенок родился, его следует омыть и, давши ему отдохнуть от первых впечатлений, сильно высечь со словами: "Не пиши! Не пиши!" Если же, несмотря на такую экзекуцию, он все равно не унимается, следует попробовать ласку. А если и она не помогает, то тогда уж делать нечего.