Несчастье произошло с Андреем в 1997 году. Он работал токарем на одном из пермских предприятий и ни о каком искусстве не помышлял. Трудные времена, двое маленьких детей - жить в девяностые было непросто.
В тот зимний день Стариков тащил на санках пятидесятикилограммовый мешок сахара. Уже заволок его в подъезд, но что-то застряло, и Андрей резко дернул веревку, привязанную к санкам. Та оборвалась, он упал и ударился затылком.
- Больно не было, - вспоминает Андрей. - Ни сотрясения, ни даже шишки не вскочило. Поднялся и занес мешок домой.
А через пару недель Стариков почувствовал странное недомогание. У него всегда было отличное зрение, а тут смотрит на токарный станок - и не видит мерных делений. Что такое? Рассказал бригадиру, тот отправил к врачам.
После осмотров и консультаций доктора вынесли неутешительный диагноз: прогрессирующая атрофия зрительного нерва. Впереди Старикова ждала полная слепота.
- Сказали, что у меня максимум год, - говорит Андрей. - И лечить это заболевание практически невозможно. Как жить? Это был страшный удар. Старикову тогда было всего 34 года, и такой внезапный жизненный разворот его ошеломил.
Андрею присвоили вторую группу инвалидности, а через год после медицинского освидетельствования выяснилось: зрение стало хуже. Андрея перевели на первую группу.
- Вышел я на пенсию по инвалидности, - рассказывает он. - Чем заниматься? Ведь вся жизнь пошла по-другому. Полтора года сидел дома, никуда не ходил, не знал, что делать.
Но поскольку по натуре Стариков человек деятельный, то начал он потихоньку привыкать к новому образу жизни. Съездил в реабилитационный центр в Подмосковье на пять месяцев, научился резьбе по дереву.
- Боялся тогда даже на улицу выходить, машин опасался, - вспоминает он. - Шум слышу, а машину не вижу. Потом привык. А с резьбой у меня не вышло, хотя и нравилось это занятие. Нужна мастерская, а как ее в квартире устроишь? Пыль, стружки. Однако чем-то ведь надо заниматься!
Пришел Стариков в Пермское общество слепых. Там ему понравилось - кружки по интересам, разные занятия. Был Андрей членом КВН, сейчас входит в команду интеллектуалов по типу "Что? Где? Когда?". Общение пошло Старикову на пользу - он начал отвлекаться, приходить в себя. А унывать вообще не в его характере.
Жена Андрея Надежда, вспоминая то время, качает головой. Ей тоже пришлось очень непросто.
- Время нелегкое, дети маленькие, денег не хватает, - говорит она. - Приходилось крутиться. Но Андрей не сдавался, искал работу. Сторожем трудился, теперь вахтером.
Больше жену волновало психологическое состояние мужа. Он переживал, нервничал. Но, как ни странно, после случившейся беды жизнь Андрея стала интереснее, насыщеннее. Он начал общаться с разными людьми. Увлекся аудиокнигами.
- Поначалу я ему вслух читала, потом магнитофон появился, там записи спектаклей, книги, - улыбается Надежда. - Он постоянно слушает аудиокниги. Фантастику все "читает".
Вот так потихоньку и привыкли жить по-новому. Дети поддерживали. Сын сам прибирался, научился готовить. Дочка помогала. Сейчас-то они выросли, живут отдельно, уже своих детей имеют. Устроилась жизнь.
Лет 15 назад Стариков познакомился с незрячим художником Мансуром Закировым. Тот посоветовал заняться фотографией.
- Я ему говорю: я же почти не вижу ничего! - вспоминает Андрей. - Что я наснимаю?
Но Закиров дал несколько советов, и дело пошло. Фотографировал Стариков природу, пейзажи. Как-то раз он зашел в небольшой салон на улице Сибирской в Перми, там проходила выставка картин. Очень они ему понравились. Спросил, кто так пишет, разговорился, и его пригласили в арт-студию. Опытный преподаватель Юлия Казакова начала учить его рисовать. Первой картиной Старикова стала елка. На бумаге.
- Я принялся рисовать, как ребенок, - говорит он. - Палка, ветки вниз. Но меня поправили, и я сам удивился. Ведь лапы-то у елок вверх смотрят!
Этот рисунок до сих пор хранится у Старикова дома. Разобрался он понемногу в технике живописи. Оказывается, самая трудная в исполнении - акварель. А маслом писать не так уж и сложно.
В 2011 году Андрей Стариков попал на выставку работ Михаила Бондаренко. Тот использовал сухую пастель. Эта техника так понравилась Андрею, что он перешел на нее.
- Я когда увидел картины Бондаренко, то просто был поражен! - говорит он. - Нашел книгу отзывов и написал, что хочу встретиться, оставил номер телефона. Бондаренко позвонил на следующий день. Он, Юлия Казакова, Мансур Закиров - это те люди, что очень помогли мне в жизни. Я им бесконечно благодарен.
Вместе с Бондаренко Стариков принялся осваивать новую для себя технику. Сейчас он рисует свои пейзажи на наждачной бумаге с зерном от 600 до полутора тысяч, практически нулевке.
- Бывает, когда готовлю рисунок, делаю так называемую заливку, то кончики пальцев в кровь стираю, - говорит Андрей. - Это же надо втирать краску. И чувствую жар в пальцах, поближе посмотрю - опять стер до крови.
Пишет он в основном пейзажи. Сюжеты берет из интернета, с фотографий друзей или своих снимков. Особенно по душе Старикову зимние картины. Хотя холода он не любит, больше к теплу расположен. Дело в том, что летние пейзажи более трудоемки. На них много зелени, и вся она разных оттенков. В то же время выбор сухой пастели небогат. Вот и подмешивает Андрей то черного, то коричневого. Но, так или иначе, пейзажи у него весьма симпатичны - и зимние, и летние.
В последнее время Стариков подумывает сменить тематику картин. Наслушавшись фантастики, решил создавать иные миры. Первые пробы уже есть - странные, непривычные виды чужих планет и звезд.
Он уже не может жить без того, чтобы не рисовать. Жена смеется: дома все шкафы забиты рисунками, а каждая картина еще и в рамочке. Удовольствие это недешевое - набор французских или голландских мелков, например, стоит до 15 тысяч рублей. Правда, в последнее время корейцы стали делать пастель недорогую и качественную.
На каждую картину Стариков тратит часов пять. В неделю получается два-три пейзажа. Хотя на "Озеро спряталось в лесу" у него два дня ушло. И конечно, у Андрея Старикова, как у любого творческого человека, есть мечта. Он хочет проехаться со своими картинами по Пермскому краю.
- Я уже выставлялся в музеях Карагая и Очера, - говорит он. - Было бы здорово еще где-нибудь в библиотеках районных показать свои работы. Как это организовать, пока не знаю. Но обязательно постараюсь добиться своего.
Кстати
Обещанная врачами слепота, к счастью, не наступила. Видимо, напряженное занятие живописью остановило процесс атрофии. А у докторов художник не был с 2006 года.
Выставка картин Андрея Старикова проходит по адресу: Пермь, улица Борчанинова, 9. Телефон для справок (342) 244-85-75.