Трамп заговорил чужим голосом с народом Венесуэлы

Если администрации Трампа удалось убедить, по крайней мере, часть стран из числа американских сателлитов публично признать Гуайдо временным руководителем Венесуэлы, то в самих США на этот счет единства не наблюдается.
Reuters

Дело дошло до того, что в среду на брифинге в госдепартаменте его официальный представитель Роберт Палладино в ультимативной форме указал журналистам на их неверное поведение - те упорно не хотят называть в статьях венесуэльского самозванца президентом. И даже позволяют себе задаваться вопросом, на каком основании Вашингтон признал законными претензии Гуайдо на национальное лидерство. Правда, почувствовав грозящие неприятности, представитель госдепа быстро поправился, уточнив, что не давил на прессу, а лишь деликатно "пытался поправить" газетчиков. Впрочем, ключевой аргумент американского внешнеполитического ведомства о 50 странах, признавших Гуайдо венесуэльским президентом, не сработал - Палладино сразу напомнили, что в ООН состоят 190, а не 50 государств. Все чем мог крыть неудобные вопросы представитель госдепа, было утверждение, что "миллионы американцев признают президентство Гуайдо, а значит, для США настало время действовать". Однако кто, когда и каким образом опрашивал эти пресловутые миллионы по поводу Венесуэлы, осталось загадкой.

Для Белого дома вопрос о будущем Венесуэлы выглядит особенно чувствительным после того, как начатый Трампом с небывалым размахом переговорный процесс с Северной Кореей внезапно зашел в тупик. В среду стало известно, что Пхеньян приступил к восстановительным работам на полигоне, который, с точки зрения американцев, подлежал уничтожению. И теперь президенту США срочно необходим внешнеполитический успех, которого по большому счету у него до сих пор не было. Но вместо ожидаемых Трампом в Венесуэле громких побед ситуация в этой стране выглядит все более двусмысленной, о чем пишут не только американские, но и европейские СМИ. Прошел месяц с момента признания Соединенными Штатами высоких полномочий Гуайдо, а Венесуэлой по-прежнему руководит ее законный президент Николас Мадуро. Вопреки прогнозам Белого дома, значительная часть венесуэльского общества, включая армию и госслужащих, не продалась за "американские печеньки". Украинский сценарий госпереворота в Венесуэле не сработал, и это обстоятельство вызывает ярость в окружении Трампа, привыкшего к продажности украинских политиков.

Впрочем, отказ значительной части американских СМИ прислушаться к терминологии госдепа в отношении Венесуэлы вызвано, разумеется, не уважением к международному праву или симпатиями к Мадуро, а сугубо внутриполитическими мотивами. Противники Трампа рассчитывают, что тот сломает зубы о Венесуэлу и затеянный им переворот провалится, дав повод для новой волны критики в адрес президента США.

На 9 марта президент Венесуэлы Николас Мадуро наметил проведение "антиимпериалистических демонстраций". При этом обращает на себя внимание изменение риторики официального Каракаса. Сторонников Гуайдо глава Венесуэлы называет "сумасшедшим меньшинством", предложив соратникам в дальнейшем "не обращать на это меньшинство внимания". На фоне такого плюрализма мнений Белому дому все труднее представлять Мадуро "диктатором", в отношении которого следует применить вооруженную силу.

По мнению посла Боливарианской Республики в Евросоюзе Клаудиа Салерно, "угрозу для жизни, безопасности и стабильности венесуэльцев представляет Гуайдо, который заявил, что может провести через венесуэльский парламент резолюцию с одобрением иностранного, в том числе военного, вмешательства в дела страны".

В среду спецпредставитель США по Венесуэле Эллиот Абрамс пригрозил санкциями тем странам, кто поддерживает Каракас. А советник президента США по нацбезопасности Джон Болтон объяснил, почему Вашингтон наращивает давление на Венесуэлу. "Трамп ясно давал понять, что он добивается передачи власти Гуайдо мирным путем. Мы считаем, что этого же хочет народ Венесуэлы", - утверждал помощник главы Белого дома, недвусмысленно поставив знак тождества между желанием Трампа и желанием народа Венесуэлы. Что же касается роли Гуайдо, то, по логике Болтона, он полезен в качестве "говорящей головы" президента США. Это тот самый случай, когда Трамп в буквальном смысле слова использует Гуайдо, чтобы общаться с народом Венесуэлы чужим голосом.