Евгений Акимович, самый частый вопрос, который задают читатели "Российской газеты": почему в других регионах тарифы на вывоз мусора рассчитываются по числу зарегистрированных жителей, а в Подмосковье - исходя из метража домов и квартир? Ведь мусор производят люди, а не квадратные метры!
Евгений Хромушин: У Подмосковья есть особенность, с которой другие регионы не сталкиваются. Помимо 7,6 миллиона зарегистрированных жителей в области еще более 2,6 миллиона незарегистрированных. Это 1,8 миллиона дачников, которые живут у нас с весны по осень, и 0,8 миллиона временных рабочих по разным направлениям. То есть фактически мусор производят 10 с лишним миллионов человек. Если бы мы установили тариф на его вывоз исходя из числа зарегистрированных граждан, а не по площади, то местные жители оплачивали бы эту услугу за приезжих. И тарифы пришлось бы устанавливать на треть выше существующих, а это неприемлемо для большинства населения области.
Какие они сейчас?
Евгений Хромушин: У жителей многоквартирных домов в платежках за январь появилась новая строка "Обращение с ТКО", теперь им услуга вывоза и утилизации мусора стала обходиться в среднем в 8 рублей с квадратного метра. Но обратите внимание: раньше стоимость этой услуги была "зашита" в строку "Содержание и ремонт" и составляла в среднем по области 5 рублей за метр. Теперь стоимость содержания и ремонта уменьшилась в среднем на эти же 5 рублей за метр. Эти деньги ушли в новый тариф за вывоз мусора, таким образом, реальный рост тарифа составил порядка трех рублей. К примеру, для квартиры площадью 50 метров плата за мусор составляет всего 160 рублей. Мы просчитывали: с новым тарифом средний ежемесячный платеж за коммунальные услуги для жителей области вырос не более чем на 2,5 процента. Это самый низкий рост в ЦФО.
В индивидуальном жилом секторе ситуация была такова. Примерно половина собственников ИЖС имела договоры на вывоз мусора и платила по тарифам мусоровывозящих организаций. А вторая половина вывозила свой мусор куда придется - на контейнерные площадки многоквартирных домов, магазинов или вовсе домой в Москву, откуда этот мусор все равно возвращался к нам на полигоны. Перед нами стояла задача не распугать новыми тарифами первую половину и мотивировать к платежам вторую. Поэтому по утвержденным тарифам сегодня практически никто не платит. Прежде всего всему частному сектору мы дали скидку в 30 процентов. Затем установили предельную стоимость: жители домов площадью до 100 метров ежемесячно платят за мусор не более 200 рублей. Для домов от 100 до 150 метров платеж не превысил 400 рублей, от 150 до 200 метров - 450 и так далее. Кроме того, собственники, чьи дома расположены в радиусе двух километров от полигонов и объектов переработки отходов, получили 70-процентную скидку.
В садоводческих товариществах в тариф за вывоз мусора также включена сезонная 50-процентная скидка, и ежемесячный платеж члена СНТ не превысит 65 рублей.
Но есть ведь еще и пенсионные льготы?
Евгений Хромушин: Безусловно. Мы четко выверили систему оплаты по новому тарифу, чтобы защитить неработающих пенсионеров. Принят областной закон, по которому с момента выхода на пенсию человек получает компенсацию в размере 30 процентов от тарифа на вывоз мусора. После достижения 70-летнего возраста компенсация возрастает до 50 процентов, а жители области старше 80 лет за мусор не платят вообще. А поскольку вывоз мусора теперь стал коммунальной услугой, все граждане, имеющие право на льготы по оплате коммуналки, получили их и по вывозу мусора.
А читатели пишут нам, что в квитанциях выставлены полные суммы, без учета льгот.
Евгений Хромушин: В Московской области все льготы монетизированы. Платежная квитанция выставляется полным рублем, а компенсации льготникам потом поступают на карту или их вместе с пенсией приносит почтальон.
Жители многоквартирных домов из Раменского, Красногорска, Одинцова и еще нескольких муниципалитетов спрашивают: где синие контейнеры для раздельного сбора мусора? На их площадках, утверждают граждане, до сих пор стоят обычные баки, в которые приходится бросать все подряд.
Евгений Хромушин: Жители у нас активные. И, скажу честно, мы не ожидали, что они так быстро проникнутся раздельным сбором мусора. Сегодня синие контейнеры, предназначенные для сухих отходов, мы вывозим в три раза чаще, чем планировали. И люди просят: ставьте их больше. Всего по области будет установлено 20 тысяч таких контейнеров. На сегодняшний день стоит 6700. И дальше, надеемся, дело пойдет быстрее: региональные операторы, которые занимаются расстановкой баков, с февраля начали получать первые тарифные платежи. До этого они только вкладывались в создание инфраструктуры: прямые инвестиции уже составили порядка 8 миллиардов рублей. К июню контейнерами для раздельного сбора мусора будут обеспечены все контейнерные площадки, включая частный сектор и СНТ.
И еще одна проблема, на которую указывают читатели. "Сегодня был случайным свидетелем, как в мусоровоз погрузили два разноцветных контейнера. Зачем тогда эта профанация с раздельным сбором?" - возмущается Валентин Викторович Синицкий.
Евгений Хромушин: Абсолютно правильная позиция у Валентина Викторовича. За каждое такое действие мы штрафуем регионального оператора на 600 тысяч рублей. Фотографируйте, пожалуйста, мусоровоз так, чтобы были видны номера машины, и отправляйте жалобу на портал "Добродел", в министерство ЖКХ или в местную администрацию по электронной почте. Мы оператора накажем.
Много ли таких жалоб?
Евгений Хромушин: Именно вот таких - немного. Сейчас столкнулись с другой проблемой: люди пишут о том, что содержимое синих контейнеров из дворов вывозят не брендированные мусоровозы, а какие-то непонятные грузовики. Это новый вид преступного бизнеса - воровство сухих отходов. В синих баках стекло, металл, бумага и пластик. Их сдают в переработку, получая за это деньги. Особенно много жалоб на это из Ленинского района и Одинцовского округа. Региональные операторы будут решать проблему с помощью полиции.
А теперь самый многочисленный блок вопросов - из частного сектора. Здесь проблема такая: счета выставили, а услугу не оказали. Особенно жалуются на это жители деревень, у которых даже контейнерных площадок нет.
Евгений Хромушин: Не оказана услуга или, например, в платежке неправильно указана площадь дома - должен быть сделан перерасчет. Понимая, что подобные жалобы будут, мы создали многоканальную систему связи с жителями. Обоснованную просьбу о перерасчете можно подать на портал "Добродел". Или обратиться в ближайший офис Мосэнергосбыта, который выставляет счета за мусор в ИЖС. Или оставить обращение в личном кабинете на сайте "Мосэнергосбыта". Любые обращения жителей по отходам принимают также в МФЦ, в МосОблЕИРЦ и в местных администрациях. Кстати, перерасчета могут потребовать и те граждане, которым услуга вывоза мусора была оказана несвоевременно или некачественно. В этом случае нужно будет подтвердить жалобу фотографиями.
Почему в этой многоканальной системе связи не фигурируют региональные операторы?
Евгений Хромушин: Потому что работу с платежными квитанциями и ответственность за выставление платежей мы оставили за собой. К этой опции региональные операторы не имеют доступа. Все платежки выставляются через систему единого расчетного центра и "Мосэнергосбыта", чтобы избежать самодеятельности.
Почему в тарифы для ИЖС не включили вывоз крупногабаритного мусора?
Евгений Хромушин: Мы считаем, что эта услуга носит сезонный характер. И нужно пару раз в год заказывать у оператора большой контейнер на всю деревню или СНТ и оплачивать вывоз крупногабаритного мусора по факту. Ведь нигде в мире нет обязательного вывоза крупногабаритного мусора. Есть так называемые депо, куда люди свой крупный мусор вывозят сами, и если ты резидент, ты за это даже не платишь. Мы хотели бы создать в Подмосковье аналогичную систему. Задача разработать общий вид таких депо и определить точки их расположения уже поставлена перед министерством благоустройства области. Со следующего года депо начнут строить. А когда они заработают, мы уберем из тарифа крупногабаритный мусор и для жителей многоквартирных домов.
Область декларировала для ИЖС возможность оплаты вывоза мусора по факту: сколько контейнеров мусоровоз забрал, за столько человек и заплатил. А на собраниях, которые сейчас проходят в деревнях, жителям говорят, что по факту - это вывоз минимум раз в неделю, реже невозможно. Но минимальный мусорный бак евростандарта вмещает 120 литров - не каждый деревенский житель накопит за неделю столько мусора, учитывая, что пищевые отходы он по большей части захоранивает в компостных ямах. Вот как ему быть?
Хромушин: Вывоз не реже раза в неделю - это требования СанПиН, обязательные для мусора, в котором есть органика. Я, положим, не верю в то, что человек в деревне все 100 процентов органического мусора хоронит в компостной яме. Пакет, к примеру, из-под кефира или консервная банка явно не в яму идут. Их положат к сухому мусору, причем предварительно не помыв. И все это будет стоять неделями, дожидаясь мусоровоза? Нет, если не раздражают запах и мухи, можете заказать только синий контейнер и вывозить его раз в месяц - свобода договора у вас есть всегда.
То есть я имею право поменять тот договор на вывоз мусора, который предлагает мне региональный оператор?
Хромушин: Договор изменению не подлежит. Это типовая форма, утвержденная постановлением правительства Российской Федерации. Но все новые условия можно прописать в дополнительных соглашениях. Например, что мусор у вас вывозится не еженедельно, а по факту накопления. Что будет маленький серый контейнер и большой синий или вообще только один синий. Для заключения допсоглашения нужно позвонить на "горячую линию" своего регионального оператора. Или подъехать к нему в офис.
А прав ли оператор, когда для вывоза мусора по фактическому потреблению предлагает мне купить не абы какой контейнер, а евростандарта?
Хромушин: Да, иначе водитель мусоровоза самостоятельно не выгрузит контейнер в машину. Придется нанимать разнорабочих, платить им зарплату, что может еще повысить тариф. Но мы со всеми операторами договорились, что эти евроконтейнеры население сможет купить у них по себестоимости, без какой-либо наценки.
Почему у всех региональных операторов разные тарифы?
Хромушин: Более 50 процентов тарифа - это транспортные расходы. В области осталось 15 полигонов, остальные мы закрыли по требованию жителей. Поэтому величина тарифа зависит от размера транспортного "плеча". Чем дальше везут, тем выше тариф.
Могут ли жители ИЖС не заключать договор с региональным оператором? Ведь их мусор раньше как-то же вывозился?
Хромушин: Не могут. Он вывозился не как-то, а кое-как, мы ежегодно регистрировали сотни несанкционированных свалок и получали тысячи жалоб жителей. Региональные операторы работают третий месяц. За это время объем отходов, вывозимых из жилого сектора, вырос на 20 процентов. Людей не прибавилось, а мусора стало больше. Почему? Потому что раньше эти 20% возчики у людей забирали и выбрасывали в ближайшие овраги. Если бы прежняя система хорошо работала, в Подмосковье не было бы ни скандалов с мусорными полигонам, ни аварийных мер по дегазации, ни полмиллиарда рублей ежегодных расходов, выделяемых на ликвидацию несанкционированных свалок. Чтобы отрасль заработала как положено, был принят федеральный закон N89-ФЗ, который определил новый комплексный порядок обращения с отходами. Теперь это зона ответственности исключительно региональных операторов.