Что мешает женщинам развивать бизнес в Сибири

В 2011-2015 годах рост совокупного объема цифровой экономики в России составил 59 процентов. К 2021-му доля цифрового сегмента может вырасти на 5,6 процента (абсолютный объем - 97 миллиардов долларов). И если в 2017 году наша страна занимала 45 место в мире по индексу развития информационно-компьютерных технологий, то в 2018-м - 32 по международному индексу электронного правительства. А объемы интернет-торговли в стране превысили один триллион рублей.

При этом более трети мирового ВВП формируют женщины. И если бы представительницы слабого пола участвовали в экономических процессах наравне с мужчинами, это увеличило бы мировой ВВП на 26 процентов (до 28 триллионов долларов). Не стоит забывать и о малом бизнесе - очень существенном сегменте экономики. 35 процентов, или более трети российских малых и средних предприятий (МСП) возглавляют женщины. Согласно результатам исследований, такие МСП более успешны на стадии выживания. Женщины очень серьезно относятся к своему бизнесу, несмотря на все стоящие перед ними барьеры.

Среди наиболее существенных барьеров - недостаточная цифровая и финансовая грамотность, недостаток капитала, информации о методах ведения бизнеса и деловых контактов, субъективные факторы (так называемый "стеклянный потолок"). Женщины иногда боятся начать свое дело. Есть и такие барьеры как разница в уровнях заработной платы у представителей того и другого пола. Все это было проанализировано и изложено в Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 годы, разработанной по инициативе председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко. Другие документы, определяющие приоритеты поддержки женщин, - "Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года" и национальная программа "Цифровая экономика до 2024 года".

Вопросы поддержки женщин поднимаются и на международных площадках, включая форумы АТЭС, АСЕАН и БРИКС. Там уделяют внимание развитию человеческого капитала, а также образовательным программам для женщин и девушек. В частности, повышению цифровой грамотности, приобретению навыков работы в цифровой экономике. Планируем охватить и вопросы торговли и услуг, корпоративной и социальной ответственности, индустрии туризма, креативной и "зеленой" экономики, здравоохранения.

В Бразилии, Чили, Мексике и Перу действует международная проект-лаборатория по обучению женщин цифровым навыкам. Они проходят тестирование, сдают экзамены, обучаются, и им предлагают рабочие места. Участие в программе оплачивается только в случае трудоустройства и финансируется компаниями, заинтересованными в поиске талантов. Интересно было бы реализовать такой проект в России и предложить его странам Евразийского союза и БРИКС.

Еще одна наша инициатива - развитие удаленных регионов. Им, как и живущим там женщинам, нужно помогать интегрироваться в экономику своих стран и в мировую экономику. В том числе решая проблемы развития предпринимательства. И мы готовы принимать предложения, как именно это сделать.