Корм, что называется, крафтовый, ручной работы: печенье из красной рыбы, куриные снеки, сушеные кусочки говядины - все это действительно выглядит аппетитно не только для четвероногих. Субпродукты здесь тоже превращают в премиальные "собачьи" блюда: расходится все, от бычьих губ до куриных шей.
- Вообще-то мы строили здесь баню, но прошлой весной решили оборудовать помещение под цех и ни на минуту не пожалели - отбоя от заказов нет, - рассказывает Ксения Закомолдина. - Сами удивляемся, но сибиряки, очевидно, давно ждали возможности накормить питомцев деликатесами. Готовить не успеваем, приходится ставить заказчиков в очередь. Вот купим инфракрасную сушилку, и в два раза быстрее дело пойдет.
Когда-то у Ксении и ее мамы Татьяны Смирновой уже был свой бизнес - украшали цветами различные торжества. А потом Ксения сама стала мамой: дети-погодки, длинный декретный отпуск, и флорист поняла, что выпала из профессии. Тенденции в этом искусстве серьезно изменились, да и интерес пропал. Тогда-то и собрали семейный совет, стали решать, как можно заработать, да так, чтобы нескучное дело приносило радость.
Одна из идей Татьяны была в том, чтобы "правильно" готовить и продавать субпродукты мясного производства для домашних животных. "Мам, ну ты что? Кому это нужно?", - Ксения предложение даже не приняла всерьез. Однако, по наблюдениям Татьяны Смирновой, на полках магазинов субпродукты если и есть, то небрежно сваленные в кучу, сырье и свежесть вызывают вопросы. А вот качественно высушенные кусочки говяжьего легкого, вымени, даже хвост - совсем другое дело. Как-то сам по себе бизнес-проект из "абсурдного" превратился в основной. Главное, творчески подойти к процессу.
- Несколько месяцев у нас ушло на то, чтобы разработать рецептуру собачьих лакомств. Например, печенье: шестьдесят процентов натуральной крас-ной рыбы, индейки или говяжьей печенки, а остальное - полезные виды муки и овощи. Главное правило - никакой химии, консервантов. Усилители вкуса, "глутаматы" собакам не нужны, даже соль не требуется. Первые "блюда" испытывали на своей собаке - смотрели на реакцию, что нравится, что не очень. Потом стали раздавать бесплатно знакомым - так сформировалась фокус-группа.
Конвекционную сушильню заказали в Санкт-Петербурге, потом купили профессиональные разделочные станки, холодильные камеры. Чтобы подобрать нужные ингредиенты, Ксении пришлось вспомнить, чему учили в вузе, - высшее образование технолога пищевой промышленности не прошло даром.
Обычно даже крупные производители продуктов испытывают проблемы со сбытом - но с собачьими деликатесами все не так. Совершенно неожиданно для новосибирских предпринимательниц к ним обратилось одно из крупных оптовых предприятий с намерением распространять "вкусняшки" по зоомагазинам. Хотя тогда даже рецептура еще не была проработана. Кроме того, предстояло главное испытание - проверки ветеринарных служб.
- Никто даже не думал, что все будет так серьезно. К нам приходили целые комиссии, в каждый уголок "цеха" заглядывали, оборудование проверяли. Давали рекомендации: здесь перегородку поставить, здесь еще что-то, - вспоминает Ксения. - Примерно полгода ушло на то, чтобы сформировать производство, отвечающее всем нормам, и составить разнообразное "меню". Самое удивительное, что все это время "оптовики" нас ждали, и мы вышли на рынок.
Были опасения, что какие-то продукты "не пойдут". Разве могут привлечь покупателей сушеные трахеи или бычьи семенники? Оказалось, могут, и еще как: последние среди профессиональных заводчиков собак очень популярны - четвероногое потомство лучше будет. Суеверие или нет, но продукция уходит влет.
Однако и труда она требует немалого. Скажем, за час удается слепить не больше 100 граммов печенья, а на сушку мяса уходит несколько дней. Говяжье легкое - самый быстрый в приготовлении продукт, достаточно 24 часа подержать кусочки в камере. А вот ноги с копытцем сушатся не меньше пяти суток. Очень важна и структура, и текстура лакомства. Сушеное мясо или галеты должны быть не только вкусными - собаку должен увлекать и сам процесс: кусать, хрустеть, а может, даже прятать в укромное место.
Как ни крути, а выбирают лакомство все же люди. Для того чтобы на деликатесах останавливался человеческий глаз, Ксения разработала фирменный стиль, а знакомая художница воплотила его в жизнь. Заказы доставляют в симпатичных бумажных пакетах с логотипом, а недавно даже специальные подарочные коробочки придумали. "Лицом" компании стала любимица Закомолдиных-Смирновых, рыжая собака Юми редкой породы акита-ину, выведенной в Японии. Весьма узнаваемый товарный знак. Собственно, в честь Юми, первого дегустатора продукции, семейную фирму и назвали.
Ассортимент - свыше тридцати позиций. Даже рога северного оленя имеются. Их специально доставляют семье новосибирцев из Карелии. И питомцы в восторге: такой продукт почистит зубы, а главное, он вкуснее обычных костей. К тому же безопаснее, ведь рога медленно стачиваются, а не откалываются как трубчатые кости, которые могут навредить псу. Одной "порции" может хватить на год.
Раньше в домашнем цехе трудились лишь Ксения с мамой. Сейчас, можно сказать, набрали штат - двух помощниц обучили мастерству с самых азов. В этом году семейное предприятие планируют перевезти в арендованное помещение, специально оборудованное для пищевого производства. Там разместят две инфракрасные сушилки. Так что зоомагазины уже могут готовить для собачьих деликатесов полки пошире.