Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что киоски прессы играют в обществе куда более важную роль, чем овощные палатки или павильоны фастфуда. Заработать на просвещении населения большие деньги невозможно, поэтому такие объекты особенно нуждаются в поддержке государства. Тем не менее в ходе оптимизации сети нестационарных торговых объектов (НТО) многие из действующих киосков тоже должны были пойти "под топор". В конце прошлого года "Российская газета" неоднократно обращалась к этой теме, после чего власти Екатеринбурга пообещали максимально сохранить киоски с периодикой в новой схеме размещения НТО. Однако, как оказалось, и в большинстве других регионов УрФО ситуация остается тревожной.
Нормативы обеспеченности населения газетными киосками установлены постановлением правительства РФ № 291: подход дифференцированный, показатель зависит в том числе от количества жителей. Согласно рейтингу, составленному в 2017 году Ассоциацией распространителей печатной продукции по заказу Роспечати, утвержденные нормативы в УрФО соблюдает лишь Челябинская область, которая по числу точек продажи прессы занимает пятое место в стране. А вот Свердловская область лишь на 24 месте, Тюменская - на 49-м, Курганская - на 78-м (на ЯНАО и ХМАО как на северные территории действие документа не распространяется).
По мнению членов Союза предприятий печатной индустрии (ГИПП), условия, созданные для распространителей прессы в каждом регионе, должны быть зоной личной ответственности губернаторов. По итогам 2018 года эксперты ГИПП составили такой рейтинг, оценив не только уровень обеспеченности киосками, но и арендные ставки для них, ассортимент, формы господдержки и административного регулирования. Лучшие позиции в этом списке заняли руководители Липецкой, Воронежской областей и Республики Башкортостан, а главы регионов УрФО, увы, не поднялись выше 49 места: вероятно, здесь не считают доступность прессы столь важной темой.
Многие руководители и журналисты уральских печатных изданий всерьез обеспокоены ситуацией с газетными киосками. По их мнению, власти действительно недооценивают возможные последствия разрушения сети распространения печатного слова, что впоследствии обязательно скажется не только на экономике СМИ, но и в конечном счете на уровне доверия населения к власти. Кстати, в целом по России за последние годы, по данным вице-президента ГИПП Александра Оськина, количество киосков прессы сократилось с 42 до 16,7 тысячи - в некогда самой читающей стране мира исчезает в среднем 10 таких объектов в день. По мнению Оськина, причина кризиса в отечественной медиаотрасли - "в серьезных ошибках властей различного уровня, не понимающих чрезвычайной важности ее поддержки в современных условиях и, более того, принимающих решения, препятствующие ее развитию".
Между тем, как считают социологи, информированность населения - это важнейший показатель уровня развития общества, который, кроме всего прочего, повышает социальный статус гражданина. Помните, в одной из повестей Стругацких о будущем Земли описаны принципы общественного устройства, базирующегося именно на информированности: чем она выше, тем значительнее ответственность личности перед социумом, а следовательно, и больше ее вес в обществе (так называемый индекс социальной значимости). Интернет пока не решает эту проблему по многим причинам, начиная с самой очевидной - далеко не везде он есть, не все могут им пользоваться - и заканчивая фактическим отсутствием ответственности за дезинформацию в Сети.
Борцы с мелкой торговлей (зачастую просто действующие в интересах крупного ретейла) нередко заявляют: мол, не только в киосках можно покупать газеты и журналы, но и в торговых центрах. Однако, как показывают исследования рынка, в больших магазинах доступность прессы намного ниже: периодика там стоит дороже, да и не все издания могут туда попасть. Очевидно, что у киоска, особенно для ежедневных газет, пока нет реальной альтернативы. Увы, рыночное правило "есть спрос - будет предложение" здесь почему-то не действует. А спрос, как показали наши собственные опросы, есть, и он не удовлетворен.
Возможно, властям вообще стоит рассматривать газетные киоски отдельно от других НТО, а значит, передать их под крыло другого ведомства? Сейчас их судьбу вершат сотрудники муниципальных подразделений по вопросам развития потребительского рынка, регионального госимущества и даже министерства АПК и продовольствия - наравне с ларьками, где торгуют овощами и шаурмой. По логике же стоило бы объекты "идеологического сектора" передать в ведение, скажем, информационно-аналитического департамента мэрии. А на уровне региона - хотя бы в минкульт или в минобраз. Возможно, это повысит их статус и, главное, позволит сохранить имеющиеся павильоны с прессой, а затем и увеличить их количество хотя бы до нормативного уровня.
Важно, чтобы при этом чиновники осознали, что ответственны за выполнение решения правительства, и изменили отношение к прессе.
Николай Цуканов, полпред президента РФ в УрФО:
- Вопрос непростой. Проблему повышения уровня доступности информации, увеличения числа газетных киосков нужно рассматривать в комплексе. В этой связи необходимо обеспечивать издателям возможность продавать свои газеты, а гражданам - возможность их приобрести. Естественно, что этот бизнес должен быть там, где проходят людские потоки. И отдельная тема - облик городов, в который должны быть вписаны павильоны. Газетные киоски есть в Гамбурге, в Милане - везде, в любой стране, они должны быть и в городах Урала. Мы изучим вопрос, и, если проблема доступности СМИ для граждан и малого бизнеса существует в регионе, в рамках своих полномочий я дам необходимые поручения.
Борис Дубровский, губернатор Челябинской области:
- Показатель обеспеченности киосками периодической печати для нас очень значим, он у Челябинской области высокий. Учитывая, что в Челябинске в 2020 году пройдут саммиты ШОС и БРИКС, обсуждение будущего объектов реализации прессы возможно на уровне городских властей. При этом требование придания им современного облика остается ключевым. Что касается рейтинга глав регионов, на наш взгляд, он субъективен, методика подсчета вызывает вопросы.
Сергей Бидонько, заместитель губернатора Свердловской области:
- Вопрос работы газетных киосков в Свердловской области даже сегодня, когда информационные технологии развиваются ускоренными темпами и на рынке появляется все больше новых мультимедийных предложений, не уходит на второй план. Мы понимаем, что пока у жителей нашего региона есть потребность в получении информации из периодической печати, пока только в Свердловской области работают несколько сотен редакций газет, у нас должны быть павильоны с печатной продукцией.
Газетно-журнальные киоски - это не просто часть потребительского рынка. Это важнейший инструмент информирования жителей региона, с помощью которого мы поддерживаем традиции чтения в Свердловской области. Сегодня в муниципалитетах работают 589 газетных киосков - это полностью отвечает федеральным требованиям, по которым обеспеченность жителей региона должна составлять 1,38 единицы на 10 тысяч человек.
Кроме того, летом прошлого года областное правительство утвердило новый перечень товаров, которые могут продаваться в павильонах с периодикой. Прежний список устарел, поэтому его привели в соответствие нынешним потребностям покупателей. Это позволяет, в частности, решить вопрос рентабельности киосков. Экономическую эффективность такой работы курируют специалисты отдела регулирования и развития торговой деятельности министерства АПК и продовольствия Свердловской области. Еще раз подчеркну: обеспечивая стабильную работу газетных киосков, мы решаем важнейшую социальную задачу.