В день рождения великого артиста "РГ" вспоминает его главные работы в кино.
В искрометной комедии Генриха Оганесяна "Три плюс два", снятой по пьесе Сергея Михалкова "Дикари", Андрей Миронов впервые в карьере исполнил главную роль - он сыграл одного из троих друзей, отправившихся дикарями к Черному морю, ветеринара Романа Любешкина. Кстати, эту роль молодой актер "увел" у коллеги Никиты Михалкова. Своим обаянием почти неизвестный в то время Миронов покорил многих советских зрителей, а его цитаты запомнились на долгие годы: "Хорошая пара: укротительница и ветеринар. Она выступает со львами на арене, а я их потом лечу от переутомления".
Андрею Миронову хорошо удавались роли утонченных и элегантных натур. Таким был и Дима Семицветов, приторговывающий "из-под прилавка" дефицитной электроникой, из картины Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля" - герой явно отрицательный, но он настолько симпатичен, мил и остер на язык, что не любить его просто не получается. Некоторые даже испытывают сострадание к "бизнесмену", чью машину - дорогую Волгу - угоняют, и которого к тому же постоянно поучает тесть (Анатолий Папанов). Отсюда же крылатая фраза героя Андрея Миронова: "Жениться нужно на сироте".
Дуэт контрабандистов Геши и Лелика (второй раз работающих вместе Андрея Миронова и Анатолия Папанова) стал настоящей находкой Гайдая, который рискнул в новом фильме отказаться от знаменитой криминальной троицы Никулина-Моргунова-Вицина, хотя сперва на роль жулика Козодоева режиссер все же рассматривал последнего. Выросшему в обеспеченной семье Андрею Миронову без труда удалось войти в образ представителя "золотой молодежи": он пел (кто же не знает "Остров невезения"?), бойко танцевал и ходил по подиуму, демонстрируя элегантные летние костюмы. Эта комедия Леонида Гайдая имела оглушительный успех: показы "Бриллиантовой руки" шли во всех кинотеатрах со дня премьеры в 1968 году и до самого распада Советского Союза.
Советско-итальянский проект, воплощенный в жизнь режиссерами Эльдаром Рязановым и Франко Проспери, прославил Андрея Миронова за границей, а такая возможность давалась далеко не всем советским актерам. Поиски спрятанных в Ленинграде сокровищ захватили зрителей, а Миронов, сыгравший капитана милиции Андрея Васильева, не переставал восхищать всех своей смелостью - он не только сам исполнял все трюки: перелезал в движущуюся машину, висел на краю разведенного моста, спускался с 6 этажа, уцепившись за ковровую дорожку, - но и первым пошел на контакт со львом, которого панически боялась вся съемочная группа.
Король комедии на экране Андрей Миронов не застрял в одном жанре - в театре, например, ему зачастую давали серьезные роли. Редкой драматической работой в кино стала главная роль в фильме Ильи Авербаха "Фантазии Фарятьева". Без улыбки невозможно воспринимать теории о пришельцах, которые рассказывает стоматолог Павел. Но за трогательной чудаковатостью - трагедия этого маленького человека, которому судьба наносит удар за ударом, и картина исследует семейную драму и говорит о проблемах непонимания, возникающих даже между близкими людьми.