Застройщики сворачивают дисконтные программы при продаже жилья
Застройщики постепенно заменяют скидки подарками и бонусами. Скидки уже сейчас большая редкость, а во второй половине года, после перехода на работу по новым правилам, крупные девелоперы и вовсе могут свернуть такие программы, не исключают эксперты рынка.
Если в начале 2018 года квартиры в 80 процентах жилищных проектов продавались со скидкой, то сейчас она предоставляется только в половине из них, ее средний размер упал на два процентных пункта и составляет от трех до шести процентов, выяснили специалисты департамента новостроек и аналитического центра ИНКОМ-Недвижимость.
Главное условие получения скидки в большинстве случаев - единовременная 100-процентная оплата или использование ипотеки. С меньшей скидкой можно купить квартиру в рассрочку. Есть социальные скидки, например, для молодых семей с детьми, пенсионеров, но они не получили широкого распространения - такие предложения можно найти максимум у 10 процентов девелоперов, говорит замдиректора департамента новостроек ИНКОМ-Недвижимость Валерий Кочетков.
Более распространены бонусные программы, от отделки или дизайн-проекта в подарок до абонемента в фитнес-клуб. Такие бонусы актуальны для проектов в высокой степени готовности, где покупатель может воспользоваться ими практически сразу после покупки квартиры. Такие предложения есть у 70 процентов застройщиков.
Уменьшение размера скидок и объема дисконтного предложения специалисты объясняют ростом спроса на протяжении последнего года. Если январь традиционно стал месяцем затишья, то в феврале рынок начал снова набирать обороты. Наслышанный о возможном повышении ипотечных ставок и росте цен, покупатель выходит на сделку быстрее.
По мнению Кочеткова, в первой половине года застройщики пусть и в минимальном объеме, но продолжат предоставлять скидки. Мелкие компании, возможно, будут делать это активно, чтобы набрать денежную массу к 1 июля, когда размер собственных средств девелопера по новым требованиям должен быть не менее 10 процентов от проектной стоимости строительства. "Увеличение скидок способно стать спасательным кругом для небольших игроков рынка", - уточняет Кочетков. Со второй половины года скидки могут быть свернуты, считают авторы исследования. Во-первых, из-за перехода на эскроу-счета (на них будут храниться деньги покупателей до момента окончательной сдачи дома) застройщикам компенсируют расходы по изменению финансовых моделей. Во-вторых, число девелоперов может сократиться, и конкуренция между ними станет менее острой. "В таком случае дисконт уступит место бонусным программам, и мы сможем увидеть новые маркетинговые ходы", - полагает Кочетков.