МТС во избежание дальнейших судебных разбирательств подписала с Министерством юстиции США и Комиссией по ценным бумагам США соглашение, по которому выплатит во внесудебном порядке штрафов на $850 миллионов. В сообщении Минюста США говорится, что МТС в период с 2004 по 2012 годы переплатила за покупку акций сотовой компании в Узбекистане, неправомерным способом приобретала частоты, конвертировала местную валюту на приобретение оборудования и осуществляла благотворительные платежи.
Завершение этого разбирательства ставит точку в долгой истории, в которой МТС не повезло дважды. В июне 2012 года власти Узбекистана выдвинули против МТС обвинения в неуплате налогов и лицензионных нарушениях. В ходе этого резонансного дела, сопровождавшегося уголовными делами и арестами, МТС лишилась бизнеса в Узбекистане и понесла убытки в размере более 600 млн долларов. Международные и российские СМИ тогда сообщали, что причиной проблем явился конфликт МТС с Гульнарой Каримовой, влиятельной дочерью ныне покойного президента Узбекистана Ислама Каримова. Как следовало из опубликованной WikiLeaks переписки американских дипломатов в Ташкенте, Гульнара Каримова заслужила репутацию "самой ненавидимой персоны в стране”: она построила огромную по местным меркам бизнес-империю, в интересы которой помимо телекомов, входили золотодобыча, нефтегазовый сектор, строительство, сельское хозяйство, производство продуктов питания, финансы, масс-медиа. МТС не устроила участь "дойной коровы", чем компания и прогневила дочь президента.
Закат Каримовой начался одновременно с конфликтом вокруг МТС - после ареста в Швейцарии ее доверенных лиц в ряде европейских стран были инициированы расследования и уголовные дела в отношении деятельности "узбекской принцессы" и ее приближенных. После этого она вызвала гнев своего отца и ныне отбывает наказание на родине по возбужденному в 2013 году генпрокуратурой Узбекистана уголовному делу о хищениях, вымогательстве и уклонении от уплаты налогов.
В 2014 году в поле зрения минюста США и Комиссии по ценным бумагам США попала не только МТС, но и работавшие в Узбекистане Vimpelcom (теперь Veon, торговая марка "Билайн" в России и Узбекистане) и шведско-финская Telia. Для всех трех компаний расследование минюста и Комиссии по ценным бумагам США завершилось штрафами - в феврале 2016 года зарегистрированный в Нидерландах Vimpelcom выплатил американским регуляторам 795 млн долларов, а Telia в сентябре 2017 года - 965 млн долларов.
Политика "большой дубинки" для защиты американских интересов действует и в сфере законодательства США, которое экстерриториально и применяется в отношении иностранных физических и юридических лиц в различных сферах, будь то борьба с коррупцией, терроризмом, распространением ядерного оружия, нарушением прав человека, незаконным отмыванием денежных средств или уклонением от уплаты налогов. Этот список можно продолжать. США сами определяют и меняют правила игры, а экстерриториальное право дает им возможность вмешиваться во внутренние дела других государств. В экономической сфере у властей США широкий инструментарий - от штрафов и блокировки денежных средств на счетах до ареста активов, не говоря об арестах людей.
Например, в декабре 2018 года в Канаде была задержана финдиректор китайской компании Huawei Мэн Ваньчжоу по запросу властей США и по подозрению в нарушении американских торговых санкций против Ирана. Ранее в 2018 году власти США наложили штраф в размере 1 млрд долларов на китайскую компанию ZTE из-за нарушений американских санкций в отношении Ирана и КНДР.
Экстерриториальность американских законов - эффективное оружие не только в торговых войнах против геополитических конкурентов, но и против западноевропейских партнеров, что дает большое конкурентное преимущество американским компаниям. В ходе "дизельгейта" - громкого расследования о занижении "Фольксвагеном" данных о вредных выхлопах - минфин США наказал германского автопроизводителя на рекордные 18 млрд долларов. В финансовой сфере за последние годы пострадали Deutsche Bank, оштрафованный на 466 млн долларов за "отмывание денег", и французский Société générale на сумму 1,3 млрд долларов за сотрудничество с Кубой. Пострадал даже британский Rolls Royce на 800 млн долларов за взятки в ряде стран при продаже турбин и авиадвигателей. Естественно, что в этих сферах конкуренция американского бизнеса с европейским особенно сильна, и американская фемида помогает корпорациям из США укреплять свои позиции на мировых рынках.
США борются со взятками во всем мире посредством экстерриториального закона о коррупции за рубежом (Foreign Corrupt Practices Act, FCPA). Основными организациями, отвечающими за выполнение FCPA, выступают министерство юстиции и Комиссия по ценным бумагам и биржам США. Под действие этого закона подпадает любая компания, имеющая прямое или опосредованное отношение к американскому бизнесу и США. Например, Vimpelcom и МТС подвергнуты санкциям по "узбекскому делу" потому, что их акции обращаются на Нью-Йоркской фондовой бирже. Но почему-то за деятельность в Узбекистане штрафам в рамках FCPA подверглись только европейские компании и российская, но ни одна американская. При том, что в Узбекистане с начала 1990-х годов заметно присутствуют British American Tobacco и Coca Cola, а некоторое время работал концерн General Motors. Несмотря на трудности с конвертацией валюты практически для всех компаний, причастность к бизнесу Coca Cola бывшего супруга Гульнары Каримовой (судя по многочисленным публикациям в СМИ) или коррупционные схемы при продаже автомобилей на местном монополизированном рынке (о чем также неоднократно сообщали СМИ), ни одна из этих американских компаний не стала фигурантом антикоррупционного расследования.
"При большом желании за финансовые нарушения в Узбекистане можно привлечь практически любого иностранного инвестора. Сейчас в стране при новом президенте многое меняется к лучшему, но раньше работать по правилам было очень трудно, а от прессинга старшей дочери бывшего узбекского лидера никто не был застрахован. Барьеры существовали повсеместно - от внешнеторговых операций и покупки активов до получения преференций и благотворительной деятельности", - считает эксперт по Центральной Азии, директор интернет-издания "Фергана.ру" Даниил Кислов.
Почему российская компания может быть оштрафована именно сейчас и на сумму, соразмерную со штрафами, выплаченными Vimpelcom и Telia, несмотря на экспроприацию актива? Эксперты уверены, что здесь не последнюю роль сыграла антироссийская истерия в США.
"Сейчас трудно предсказать, за что "прилетит" крупным российским компаниям и бизнесменам - за Магнитского, за Крым, за Донбасс, за вмешательство в американские выборы или за Скрипалей, - говорит политолог Евгений Минченко. - Россия в глазах американского истеблишмента теперь в роли крайней. США ввели санкции в отношении российских госкомпаний, теперь подбираются к крупному частному бизнесу из России. И штраф для МТС - как раз кстати".
"С учетом полной потери бизнеса в Узбекистане из-за действий властей этой страны МТС могла бы рассчитывать на меньший штраф по сравнению с другими фигурантами "узбекского дела", однако заплатила примерно наравне с ними, - считает Илья Рачков, партнер адвокатского бюро "Некторов, Савельев и партнеры" - Возможно, такую сумму Минюст США установил по той причине, что компания - российская. Также возможно, что компания не сразу посыпала голову пеплом и лишь некоторое время спустя пошла на сделку со следствием".
Vimpelcom под торговой маркой "Билайн" продолжает работать на узбекском рынке, а Telia только в декабре 2018 года продала свой бизнес узбекским властям за 215 млн долларов.
Вопрос о причастности к коррупции оштрафованных компаний также остается открытым. В феврале 2019 года окружной суд Стокгольма оправдал по всем пунктам бывших топ-менеджеров компании Telia по делу в Узбекистане, признав, что обвинение так и не привело доказательств взяток.
"Решение МТС пойти на мировое - правильное. Штраф большой, но это в любом случае лучше, чем американский суд в текущем политическом контексте, где преобладают русофобские настроения", - напоминает Рустам Курмаев, управляющий партнер юридической фирмы "Рустам Курмаев и партнеры".
По его словам, если бы МТС не договорилась с американскими регуляторами, не исключались бы риски полноценных санкций против компании.
"МТС сегодня - это крупнейшая телекоммуникационная компания в России, оказывающая услуги значительной части населения, госучреждениям, предприятиям. Сети всех операторов в России построены на импортном оборудовании. Санкции в виде запрета вендорам поставлять оборудование, обслуживать сети, софт и т.д. лишили бы МТС возможности оказывать услуги клиентам. Еще есть роуминговые партнеры, которые также вряд ли согласились бы оказывать абонентам МТС услуги роуминга. Вспомните историю с "Добролетом", дочерней компанией "Аэрофлота", которая прекратила свое существование из-за санкций в 2015 году. Поэтому мировое соглашение в этой ситуации - лучший выход", - резюмирует Р. Курмаев.
Что делать российским компаниям, чтобы снизить свою уязвимость на фоне ухудшения политических отношений между Россией и западным миром? Единственным выходом остается суверенизация бизнеса - постепенный выход из офшоров, иностранных финансовых инструментов, торговых площадок и возвращение в российскую юрисдикцию. Возможностей для глобального присутствия российских компаний все меньше, в то время как российская экономика остается хронически недоинвестированой. Виной тому не только русофобия в англосаксонском мире, но и завершение цикла глобализации. Ведущие западные страны "впадают" в экономический эгоизм, издержки глобализации в долгосрочной перспективе будут компенсированы политикой изоляционизма и торговыми войнами. Нынешний внешнеэкономический курс президента США Дональда Трампа тому подтверждение.
Кстати, месяц назад МТС сообщила о пересмотре акционерной стратегии и возможном увеличении объемов торгов на Московской бирже. Компания также заявила, что планирует оценить, отвечает ли листинг в США интересам акционеров и самой компании. За такими осторожными формулировками просматривается явное намерение МТС уйти с Нью-Йоркской биржи, чтобы сократить затраты на финансовое присутствие в США и быть недосягаемой для возможных санкций в будущем. Как заявил в недавнем интервью предприниматель и основной акционер МТС Владимир Евтушенков, по геополитическим причинам многие российские бизнесы сужаются до размера национальных: "Нас заставили перейти от интернационального бизнеса больше к национальному… В силу целого ряда причин, часто от нас не зависящих, мы все равно, так сказать, возвращаемся в лоно родины".